|
||||
Система охлаждения двигателя жидкостная,
без сообщения с атмосферой ("закрытая"). с
расширительным бачком, двухконтурная. Цирку-
ляция охлаждающей жидкости в рубашке головки
блока принудительная, а в рубашке блока ци-
линдров естественная, возникающая вследствие
разницы температур жидкости в рубашке блока
и в рубашке головки блока. Температура охла-
ждающей жидкости в рубашке головки блока при
нормальном тепловом режиме составляет 80 100
"С и контролируется указателем, распо-
ложенным на панели приборов. В качестве ох-
лаждающей жидкости применяется незамерзающая
всесезон- ная жидкость ТОСОЛ А-40. Циркуля-
ция охлаждающей жидкости в системе осу-
ществляется насосом центробежного типа. На-
сос приводится в действие клина-ременной пе-
редачей от коленчатого вала двигателя. Эта
же клина-ременная передача приводит в дейст-
вие и генератор системы электрооборудования
автомобиля. Натяжение ремня передачи осуще-
ствляется перемещением генератора. В систему
охлаждения двигателя включен (подсоединен
резиновыми шлангами) радиатор обогрева сало-
на автомобиля. Перед подводным патрубком
центробежного насоса установлен двухклапан-
ный термостат 24 (см.рис.6). При прогреве
двигателя до температуры, при которой начи-
нают перемещаться клапаны термостата, охлаж-
дающая жидкость циркулирует по малому кругу:
насос - блок цилиндров - головка блока пат-
рубок на головке блока и далее по резиновому
шлангу через термостат снова к насосу. Охла-
ждающая жидкость циркулирует по малому кругу
до тех пор, пока ее температура не достигнет
80 С. Это происходит в результате того, что
термосиловой датчик омывается жидкостью, вы-
ходящей из патрубка головки блока цилиндров.
При температуре выше Bone верхний клапан не-
сколько при- коывается, а нижний открывается
и через него поступает холодная жидкость из
рпдиптора. смешивая, в полости расположения
термосилового датчики управления клапанами с
горячей жидкостью. Расход жидкости через
нижний клапан определяется результирующей
температурой жидкости, омывающей датчик. При
этом температура жидкости, выходящей из тер-
мостата и поступающей в центробежный насос,
колеблется в очень узких пределах (82...90
"С). чем и определяется термическая стабиль-
ность работы двигателя. Радиатор 5 (рис.8)
трубчато-пластинчатого типа. Конструкция и
работа описаны в разделе "Система охлаждения
двигателя" автомобиля мод. 2138. Подводной
патрубок радиатора соединен с отводным пат-
рубком головки блока резиновым шлангом со
стяжными ленточными хомутами, а отводной
патрубок с патрубком термостата. В нижнем
бачке радиатора имеется сливная резьбовая
пробка, использующаяся только при замене ох-
лаждающей жидкости. Пробка радиатора изго-
товлена из листовой стали. На боковой по-
верхности пробки имеются два усика, при по-
мощи которых она крепится на горловине ра-
диатора поворотом по часовой стрелке до упо-
ра усиков пробки в выступы на насадке горло-
вины. Пробка гер- метизируется резиновой
прокладкой 17. В центре штампованной части
пробки закреплен стержень, на котором распо-
ложены два клапана: выпускной 20 (паровой),
поджатый пружиной, и впускной 19 (воздушный)
меньшего диаметра. Оба клапана герметизиру-
ются резиновыми прокладками. Необходимо
иметь ввиду, что при открытии пробки радиа-
тора, если двигатель горячий, давление в
системе быстро падает до атмосферного.
Вследствие этого часть жидкости мгновенно
превращается в пар, который вместе с горячей
жидкостью бурно выбрасывается из горловины
радиатора. Во избежание ожогов рук и лица
следует открывать пробку, предварительно на-
крыв ее тряпкой, только после некоторого ох-
лаждения
Насос 3 в системе охлаждения центробежного
типа, крепится спереди и слева к приливу на
блоке цилиндров, в котором выполнена полость
нагнетания насоса в форме улитки Задняя
часть прилива на блоке цилиндров закрыта
крышкой, в которой расположены патрубки под-
вода охлаждающей жидкости от термостата и от
радиатора отопителя. Сам насос и задняя
крышка прикреплены к приливу блока четырьмя
болтами с гайками. Нижний левый болт одно-
временно используется для крепления регули-
ровочной планки генератора. Насос состоит из
алюминиевого литого корпуса 32 с запрессо-
ванной стальной опорной втулкой 33, в ко-
торой расположены два шариковых подшипника
закрытого типа. На этих подшипниках установ-
лен валик 35, на одном конце которого кре-
пится крыльчатка 27, а на другом ступица 34
шкива привода насоса и вентилятора. Валик
фиксируется стопорным винтом и уплотняется
самоподжимной шайбой и уплотнительной рези-
новой манжетой. Самоподжимная уплотнительная
шайба изготовлена из свинцово-графитовой
композиции. Вентилятор 4 четырехлопастный
пластмассовый Для снижения вибраций и шума
лопасти в плоскости вращения расположены не-
симметрично по отношению друг к другу. Вен-
тилятор и шкив прикреплены к ступице, кото-
рая напрессована на валик центробежного на-
соса. Вентилятор и центробежный насос приво-
дятся клиновым ремнем 2 от шкива коленчатого
вала. Термостат 1 состоит из латунного штам-
пованного корпуса с тремя впаянными в него
патрубками одинакового диаметра. Верхний бо-
ковой патрубок соединен резиновым шлангом с
патрубком центробежного насоса, верхний вер-
тикальный резиновым шлангом с патрубком на
головке блока цилиндров.
1. Термостат. 2. Ремень вентилятора. 3. Насос системы охлаждения двигателя. 4. Вентилятор. 5. Радиатор. 6. Пробка наливной горловины радиатора. 7. Расширительный бачок. 8. Шланг подвода жидкости к радиатору. 9. Уплотнительная манжета сальника. 10. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. 11. Кран отопителя. 12. Отводной шланг подогрева впускной трубы. 13. Впускная труба. 14. Шланг подвода жидкости к радиатору отопителя. 15. Трос управления краном отопителя. 16. Шланг отвода жидкости из радиатора отопителя. 17 Уплотнительная прокладка пробки наливной горловины 18. Пружина пробки. 19. Впускной клапан с резиновой прокладкой. 20. Выпускной клапан с резиновой прокладкой. 21. Распорная втулка шарикоподшипников. 22. Упорное кольцо. 23. Уплотнительная шайба. 24. Обойма манжеты. 25. Кольцо манжеты. 26. Поджимная пружина. 27. Крыльчатка насоса. 28. Манжета. 29. Стопорное кольцо. 30. Втулка насоса. 31. Стопорный винт. 32. Корпус насоса. 33. Опорная втулка наружных колец шарикоподшипников. 34. Ступица шкива привода насоса и вентилятора. 35. Валик крыльчатки. 36. Верхний клапан. 37. Подвижный сердечник термостата. |