Главная

АЗЛК 2138/2140
двигатель
охлаждение
его детали
питание, в.фильтр
смазка двигателя
циркуляция масла
карб.
сцепление
КПП
мост, подвеска зад.
подвеска перед.
рулевое
тормоза
их привод
отопитель
омыватель
генератор, стартёр
зажигание
э.оборудование
панель
двери, сиденья


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Коробка передач позволяет изменять величи- ну тя гового усилий на ведущих колесах авто- мобиля, двигаться автомобилю задним ходом, а также разобщать усилие, передающееся от ко- ленчатого вала работающего двигателя на ве- дущие колеса. Коробка передач автомобиля мод. 2140 механическая четырехступенчатая трехвальная. Передаточные числа коробки рав- ны: для движения вперед (от первой передачи к четвертой) - 3,49; 2,04, 1.33 и 1,00: для движения задним ходом 3,39. Основными конст- руктивными особенностями данной коробки пе- редач являются применение бесшумных косозу- бых шестерен постоянного зацепления для всех зубчатых передач, кроме передачи заднего хо- да (состоит из трех прямозубых шестерен), и применение синхронизаторов, облегчающих пе- реключение всех передач переднего хода. Ко- робка передач состоит из картера 32 с удли- нителем 14, механизма коробки передач (редуктора), механизма переключения передач и механизма управления коробкой передач. Картер 32 литой чугунный, крепится своей пе- редней плоскостью к картеру сцепления че- тырьмя болтами. Наружное кольцо подшипника первичного вала 26 входит в переднее отвер- стие картера сцепления и центрирует коробку передач относительно коленчатого вала двига- теля. К задней стенке картера крепится удли- нитель 14, его корпус отлит из алюминиевого сплава под давлением. Корпус удлинителя кре- пится к картеру коробки пятью болтами. В пе- редней части корпуса удлинителя установлен подшипник, служащий опорой для средней части вторичного вала. В средней части корпуса уд- линителя и на вторичном валу расположены шестерни привода спидометра. Ведущая шес- терня 15 установлена на валу на шариковой шпонке и закреплена стопорным кольцом. В задней части удлинителя установлены два под- шипника 12 скольжения, являющиеся задней опорой вторичного вала 23 коробки и передней опорой карданного вала. Скользящее соедине- ние вилки карданного вала с удлинителем уп- лотнено двумя резиновыми самоподжимными сальниками И, причем наружный имеет дополни- тельную пылезащитную кромку. Поверхность скольжения карданной вилки защищена грязеот- ражательным кольцом, напрессованным на удли- нитель. Картер коробки передач имеет распо- ложенное внизу отверстие для слива масла, закрытое пробкой с конической резьбой. Ана- логичное отверстие, закрытое пробкой 2, рас- положено на боковой крышке 3 картера и слу- жит для заливки масла и контроля его уровня, определяющегося нижней кромкой отверстия. Заправочный объем коробки вместе с удлините- лем составляет 0,9 л. При работе коробки пе- редач картер коробки и находящееся в нем масло нагреваются в результате взаимного трения зубьев шестерен При этом в картере повышается давление воздуха и масляных па- ров. что может привести к просачиванию масла через сальники удлинителя. Для предупрежде- ния повышения давления в картере его полость сообщается с атмосферой через отверстие в первичном валу 26. Редуктор коробки передач включает в себя ведущую шестерню, изготов- ленную как одно целое с первичным валом 26, четыре ведомые шестерни, установленные на шлицах передней части вторичного вала 13, блок 29, состоящий из пяти шестерен, и про- межуточную шестерню 31 заднего хода. Перед- ний конец вторичного вала 13 установлен в игольчатом подшипнике в торцовом отверстии первичного вала 26. На вал 13 надеты три специально обработанные втулки 16, закреп- ленные на шлицах вала от проворачивания су- харями 21. На втулках 16 свободно посажены шестерни 17 первой, 22 второй, 23 третьей передач, входящие в постоянное зацепление с соответствующими шестернями блока шестерен промежуточного вала 29. Для смазывания рабо- чих поверхностей в ступицах шестерен 17 и 22 и во впадинах шестерни 23 просверлены отвер- стия, а для облегчения прохода масла к рабо- чим поверхностям снаружи втулок 16 сделаны лыски. На ступицах шестерен первичного и вторичного валов имеются зубчатые венцы и конусные поверхности. Между шестернями уста- новлены два синхронизатора с муфтами 20 и распорная шайба. Ступицы синхронизаторов 18 и распорная шайба внутренними шлицами надеты на шлицы вторичного вала и вместе с втулками 16 и средним подшипником затянуты гайкой, навернутой на передний конец вала и закреп- ленной стопорной шайбой. Передвижная муфта 20 синхронизатора третьей и четвертой пере- дач изготовлена как одно целое с шестерней включения заднего хода. Передняя шестерня блока промежуточного вала находится в посто- янном зацеплении с шестерней первичного ва- ла. Блок вращается на неподвижной оси на двух игольчатых подшипниках, между которыми расположена распорная втулка с упорными кольцами. Масло для смазывания игольчатых подшипников поступает из картера по имеющим- ся на торцах блока вертикальным каналам и пазам в отверстиях упорных и регулировочных шайб. Для обеспечения циркуляции масла через игольчатые подшипники в блоке просверлено отверстие. Промежуточная шестерня 31 заднего хода свободно вращается и передвигается на короткой неподвижной оси. В шестерню запрес- сована бронзовая втулка. Оси промежуточной шестерни и блока шестерен запрессованы в стенки картера коробки передач и дополнитель но удерживаются от проворачивания общим сто- пором 33. входящим в пазы на их задних кон- цах Синхронизаторы предназначены для вырав- нивания угловых скоростей вращающихся дета- лей при переключении передач В коробке пере- дач предусмотрены два синхронизатора: один для первой и второй передач, другой для третьей и четвертой, которые обеспечивают безударное и бесшумное включение указанных передач переднего хода. Оба синхронизатора имеют одинаковое устройство и одни и те же размеры и отличаются лишь тем, что в синхро- низаторе первой и второй передач муфтой слу- жит ведомая шестерня заднего хода. Каждый синхронизатор состоит из ступицы 18 с су- харями 27 и пружинными кольцами 28, пере- движной муфты 20 и двух блокирующих колец 24. На наружной поверхности ступицы нарезаны шлицы. по которым может перемещаться муфта 20 синхронизатора. В трех пазах ступицы раз- мещены штампованные сухари 27 с выступами на наружной поверхности. Сухари прижаты в рабо- чем положении к шлицам муфты 20 двумя пру- жинными кольцами 24, причем выступы сухарей входят в кольцевую канавку, имеющуюся в шли- цах на внутренней поверхности муфты. В ци- линдрическую проточку на наружной поверхно- сти муфты входит вилка 25 (третьей и четвер- той передач) или 19 (первой и второй пере- дач), перемещающая муфту при переключении передач. В блокирующих кольцах 24 внутренняя поверхность конусная, а наружная имеет зуб- чатый венец со скошенными торцами зубьев. На конусной поверхности колец нарезана мелкая резьба, способствующая быстрому удалению масляной пленки с конусов шестерен и колец при их соприкосновении, вследствие чего меж- ду кольцом и конической поверхностью возни- кает повышенное трение. В пазы колец 24 вхо- дят концы сухарей 27. Ширина пазов сделана несколько больше ширины сухарей. Действие синхронизатора заключается в следующем. При включении передачи (например, третьей) муфта 20 передвигается вилкой 25 по шлицам ступицы 18 к ведомой шестерне 23 третьей передачи. При этом сухари 27 торцами надавливают на блокирующее кольцо 24 и слегка прижимают его конусной поверхностью к конусной поверхности ступицы шестерни 23. Вследствие возникающего при этом трения между конусами и разницы частот вращения шестерни и вторичного вала кольцо 24 сдвигается в сторону вращения шес- терни 23 на величину бокового зазора между сухарями и краями пазов кольца.

1.Рычаг осевого перемещения валика переключателя передач
2. Пробка маслоналивного отвер стия.
3 Боковая крышка картера.
4. Рычаг переключателя передач.
5. Кулак валика переключателя передач.
6. Замок кулака ва лика переключателя передач
7. Кронштейн валика переключателя передач.
8. Валик рычага включения заднего хода.
9. Рычаг включения заднего хода
10. Предохранительный упор.
11. Сальники удлинителя.
12. Подшипники скользящей вилки карданного вала.
13. вторичный вал.
14. Удлинитель картера из ведущая шестерня привода спидометра.
16. Втулка шестерни.
17 Ведомая шестерня первой передачи
18. Ступица синхронизатора.
19. Вил ка первой и второй передач.
20. Муфта синхронизатора.
21. Сухарь втулки шестерни.
22. Ведомая шестерня второй передачи
23. Ведомая шестерня третьей передачи.
24. Блокирующее кольцо синхронизатора.
25. Вилка третьей и четвертой передач.
26. Первичный вал.
27. Сухарь синхронизатора.
28. Пружинное кольцо сухаря.
29. Блок шестерен промежуточного вала.
30. Вилка шесгерни заднего хода.
31. Промежуточная шестерня заднего хода.
32. Картер коробки передач.
33. Стопор осей блока шестерен и шестерни заднего хода.
34. Ведущая шестерня первой передачи.
35. Задняя упорная шайба блока шестерен.
36. Шестерни угловой передачи привода спидометра.