|
||||
Система охлаждения служит для принуди-
тельного отвода тепла от головки и цилиндров
двигателя и передачи его в окружающую среду.
Система охлаждения включает радиатор с жалю-
зи. расширительный бачок, водяной насос,
вентилятор, термостат и шланги. Система ох-
лаждения герметичная, что обеспечивается
пробкой радиатора, имеющей выпускной клапан,
рассчитанный на избыточное давление 0.05 МПа
(0,5 кгс/см''), что дает возможность экс-
плуатировать двигатель на форсированных ре-
жимах при температуре охлаждающей жидкости
до 107 "С без ее вскипания, и впускной кла-
пан для компенсации разрежения в радиаторе
при охлаждении двигателя во время стоянки.
Наливная горловина радиатора соединена пла-
стмассовым шлангом с расширительным бачком,
в котором содержится резерв охлаждающей жид-
кости. При нагревании двигателя и увеличении
объема жидкости она перетекает в бачок, а
при охлаждении двигателя возвращается в ра-
диатор. Этим обеспечивается постоянное мак-
симальное заполнение системы охлаждения без
воздушных пробок. Охлаждающая жидкость из
радиатора насосом направляется в продольный
канал, выполненный в блоке со стороны выпу-
скного трубопровода, и через вертикальные
отверстия в головке блока цилиндров поступа-
ет в рубашку головки, омывая стенки камер
сгорания, направляющие втулки и седла клапа-
нов. Затем жидкость через рубашку впускной
трубы, обогревая ее, попадает через термо-
стат в верхний бачок радиатора. Циркуляция
охлаждающей жидкости в рубашке блока цилинд-
ров естественная (термосифонная) и проис-
ходит вследствие вытеснения нагретой жидко-
сти из рубашки блока более холодной, посту-
пающей из водяной рубашки головки. Темпера-
турный режим двигателя автоматически ре-
гулируется термостатом, который обеспечивает
ускоренный прогрев двигателя после пуска и
поддерживает необходимую температуру двига-
теля в процессе его работы. Помимо термоста-
та, автоматически регулирующего температуру
охлаждающей жидкости двигателя, на ав-
томобиле предусмотрены жалюзи радиатора,
управляемые вручную с места водителя и при-
меняемые, в основном, в холодное время года.
Температура охлаждающей жидкости в двигателе
контролируется термоэлектрическим прибором,
находящемся на панели приборов. Датчик при-
бора установлен.во впускной трубе даигателя.
Система охлаждения заполнимся на заводе нма-
мерзаюшеи жидкостью антифризом ТОСОЛ А40
(раствор этилена ликоля с антивспенивающими
коррозионными присадками в воде). При отсут-
ствии жидкости ТОСОЛ А40 и необходимости
эксплуатировать автомобиль зимой в систему
охлаждения можно заправлять антифриз марки
40 (температура замерзания минус 40 "С) При
пользовании антифризами надо соблюдать ос-
торожность, так как они ядовиты при попада-
нии в пищевой тракт организма. Кроме того,
при попадании на окрашенную поверхность ку-
зова, антифризы вызывают ее повреждение. Во-
дяной насос 16 (см. рис. 18) центробежного
типа, установлен на передней части блока
двигателя Между корпусом 35 (рис. 20) насоса
и стальной пластиной 37, а также между пла-
стиной и блоком цилинд ров, установлены па-
ронитовые прокладки 36 и 38. Насос вместе с
пластиной крепится к блоку четырьмя болтами.
Кроме того, пластина притягивается к блоку
еще в одной точке с помощью болта и гайки.
Этот болт служит одновременно для крепления
установочной планки генератора. В корпусе 35
насоса, отлитом из серого чугуна, на двух
шариковых подшипниках полузакрытого типа ус-
тановлен вал 28. Между подшипниками располо-
жена распорная втулка. К заднему торцу вала
болтом крепится крыльчатка 34. Для предот-
вращения проворачивания крыльчатки на валу и
в отверстии ступицы крыльчатки имеются лыс-
ки. Крыльчатка насоса отлита из ковкого чу-
гуна и имеет спиральные или прямые лопасти.
На передний конец вала напрессована ступица
27 крепления шкива вентилятора. Вал в корпу-
се уплотнен сальником, состоящим из уплотни-
тельной шайбы 29, резиновой манжеты 32 и
пружины 31. Пружина одним концом упирается в
торец ступицы крыльчатки, а другим через ла-
тунную обойму 30 прижимает манжету и уплот-
нительную шайбу к шлифованному торцу корпуса
насоса. Шайба изготовлена из свинцово-
графитовой композиции. Вал насоса удержива-
ется от осевого перемещения по внутренней
обойме подшипников упорным разрезным коль-
цом, входящим в проточку вала, и ступицей
шкива, а по наружной обойме подшипника -
стопорным кольцом, входящим в проточку кор-
пуса. Для предохранения подшипников от попа-
дания в них жидкости, случайно просочившейся
через уплотнение, в нижней части корпуса на-
соса имеется сливное отверстие, выполненное
в литье. Для смазывания подшипников в корпу-
се установлена угловая пресс-
масленка.Снаружи радиатор охвачен каркасной
рамкой, которая увеличивает его жесткость и
служит для крепления радиатора к щиту кузова
автомобиля. Кроме того, к рамке крепятся жа-
люзи радиатора. Подводной патрубок радиатора
соединен с патрубком впускной трубы резино-
вым шлангом со стяжными ленточными хомутами.
Отводной патрубок соединен с водяным насосом
промежуточным звеном литым алюминиевым пат-
рубком, который крепится к блоку цилиндров
болтом. Патрубок имеет отверстия под сливной
краник и угольник шланга отопителя. Пробка
13 радиатора плотно закрывает наливную гор-
ловину благодаря прижатию диафрагменной пру-
жины пробки к горловине. Конструкция и рабо-
та узла описаны в разделе "Система охлажде-
ния двигателя" автомобиля мод. 2140. Жалюзи
радиатора предназначены для ограничения по-
тока воздуха, циркулирующего через радиатор.
Жалюзи представляют собой набор вертикально
расположенных пластин-створок 8. вращающихся
на своих осях 7 в отверстиях контурной рам-
ки. Управление жалюзи тросовое (в оболочке),
выведено в кабину водителя и расположено на
кронштейне с левой стороны под панелью при-
боров. На рукоятке 25 управления жалюзи пре-
дусмотрен шарик-фиксатор 24, предназначенный
для удержания пластин-створок жалюзи в нуж-
ном положении. Рукоятка, в зависимости от
температуры окружающего воздуха и режима ра-
боты двигателя, может быть установлена в лю-
бом промежуточном положении для получения
необходимой степени охлаждения радиатора.
Термостат предназначен для поддержания теп-
лового режима двигателя. При температуре 80
С гофрированный баллон 19 термостата расши-
ряется и открывает клапан. Охлаждающая жид-
кость начинает частично циркулировать в сис-
теме охлаждения двигателя. При нагреве охла-
ждающей жидкости до температуры 90 С клапан
термостата открывается полностью, обес-
печивая проход жидкости в радиатор. В тарел-
ке клапана 17 термостата сделано отверстие
диаметром 3 мм, которое предназначено для
выхода воздуха из рубашки двигателя при за-
полнении системы охлаждения жидкостью, когда
клапан термостата полностью закрыт.
1. Нижний бачок радиатора. 2. Сердцевина *адиа-тора. 3. Рамка жалюзи. 4. Рычаг управления жалюзи. 5. Планка шарнирного соединения пластин. 6. Тяга поворота пластин-створок жалюзи. 7. Ось вращения пластины-створки жалюзи. 8. Пластина-створка жалюзи. 9. Уплотнительная прокладка пробки радиатора. 10. Впускной клапан. 11. Выпускной клапан. 12. Пружина выпускного клапана. 13. Пробка. 14. Верхний бачок радиатора 15. Подводной патрубок радиатора. 16. Фланец термостата. 17. Клапан термостата. 18. Опорное кольцо термостата. 19. Датчик термостата (гофрированный баллон). 20. Биметаллическая пластина с обмоткой. 21. Неподвижный контакт. 22. Трубка расширительного бачка. 23. Пробка расширительного бачка. 24. Шарик фиксатора. 25. Рукоятка управления жалюзи радиатора. 26. Расширительный бачок. 27. Ступица крепления шкива и вентилятора. 28. Вал крыльчатки. 29. Уплотнительная шайба сальника. 30. Обойма уплотнительной манжеты. 31. Пружина самоподжимного сальника. 32. Резиновая манжета сальника. 33. Упорное кольцо манжеты сальника. 34. Крыльчатка. 35. Корпус насоса. 36. 38. Паронитовые прокладки. 37. Пластина водяного насоса. 39. Пружинное стопорное кольцо. 40. Шкив привода водяного насоса. 41. Отводной патрубок радиатора. |