Главная

АЗЛК 2138/2140
двигатель
охлаждение
его детали
питание, в.фильтр
смазка двигателя
циркуляция масла
карб.
сцепление
КПП
мост, подвеска зад.
подвеска перед.
рулевое
тормоза
их привод
отопитель
омыватель
генератор, стартёр
зажигание
э.оборудование
панель
двери, сиденья


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Блок цилиндров 19 основная несущая базовая деталь сложной конструкции изготавливается методом литья из высокопрочного алюминиевого сплава АЛЭ с последующей механической обра- боткой. В блоке цилиндров размещены основные масляные каналы и полости для охлаждающей жидкости. В нижней час* блока имеются пять перегородок. в которых располагаются постели коренных подшипников коленчатого вала. В средней части блока находятся цилиндрические гнезда. предназначенные для установки цилин- дров. Крышки 24 коренных подшипников колен- чатого вала изготовлены из ковкого чугуна. Каждая крышка фиксируется двумя установочны- ми штифтами, запрессованными в тело приливов блока, и крепится к блоку двумя шпильками и гайками. На крышке среднего подшипника име- ются проточки для установки упорных по- луколец 26. которые воспринимают осевые уси- лия, действующие на коленчатый вал. Крышки коренных подшипников невзаимозаменяемы. Об- рабатываются они совместно с блоком после затяжки их крепежа. На фасонных площадках крышек выбиты их порядковые номера. Гильзы 23 цилиндров отлиты из легированного чугуна. В блоке цилиндров гильза фиксируется по ци- линдрической поверхности, уплотняется медной прокладкой, которая устанавливается между буртиком гильзы и опорной поверхностью на блоке. Выступание верхнего торца гильз над верхней плоскостью блока цилиндров после предварительного прижатия их к блоку верти- кально направленным усилием 49...69 Н (5...7 кгс) должно быть в пределах 0,025-0.120 мм. Головка 17 блока цилиндров отлита из алюми- ниевого сплава. Камеры сгорания в головке блока полусферического типа с двухрядным расположением клапанов. Угол развала клапа- нов 52 . Впускные и выпускные каналы выпол- нены в отливке головки блока цилиндров от- дельно для каждого клапана и расположены с противоположных сторон: впускные с левой, выпускные с правой стороны. Головка крепится к блоку цилиндров десятью шпильками и гайка- ми. Между головкой и блоком устанавливается прокладка 16 из асбестового картона, пропи- танного графитом и армированного стальным каркасом. Коленчатый вал 22 стальной кованый пятиопорный, имеет четыре противовеса, вы- полненные как одно целое со щеками кривоши- пов. Для исключения вибрационных нагрузок на двигатель коленчатый вал балансируется дина- мически. В шейках коленчатого вала под ко- ренные и шатунные подшипники выполнены ради- альные сверления, которые попарно соединяют- ся между собой наклонными каналами, просвер- ленными через щеки вала. Эти каналы предна- значены для подачи моторного масла к шатун- ным подшипникам. Вкладыши 29 коренных под- шипников тонкостенные сталеалюминиевые. На внутренней цилиндрической поверхности вкла- дыш имеет кольцевую канавку, через которую подводится масло к сверлениям в коленчатом вале. Диаметральный зазор в коренном подшип- нике 0.037...0.080 мм. Передний и задний концы коленчатого вала уплотнены резиновыми самоподжимными сальниками 20 и 33. На перед- нем конце коленчатого вала установлены веду- щая звездочка 30 цепного привода распредели- тельного вала, ведущая шестерня 32 привода масляного насоса и распределителя зажигания и ведущий шкив клина-ременной передачи. К заднему торцу коленчатого вала прикреплен болтами чугунный маховик 18. Он центрируется по наружной поверхности цилиндрического фланца. На обод маховика напрессован сталь- ной зубчатый венец для шестерни привода стартера.. Поршни 3 отлиты из высокопрочного с хорошей теплопроводимостью сплава АЛЗО (или ЖЛС). Днище поршня имеет сферическую форму. Ввиду того, что масса металла в порш- не распределяется неравномерно, его юбка в холодном состоянии имеет сложную геометриче- скую форму. Юбка поршня представляет собой конус, большее основание которого совпадает с нижней кромкой юбки. Поперечное сечение юбки имеет овальную форму. Овальность со- ставляет 0.305...0.335 мм, конусность 0.018...0.038 мм. Номинальный зазор, обеспе- чивающий нормальную работу пары поршень гильза цилиндра, составляет 0.06...0.08 мм (измеряется в направлении большой оси эллип- са, перпендикулярной оси поршневого пальца). Для уменьшения радиальной составляющей от давления газа на стенку поршня ось отверстий в бобышках под поршневой палец смещена на 1.5 мм в правую сторону двигателя. Такое смещение пальца снижает износ как трущейся пары (поршень-гильза), так и возможный стук поршня при работе двигателя. Для улучшения условии прицаботки поршня к зеркалу цилиндра юбка поршня покрыта слоем олова толщиной 0.0040,006 мм. На цилиндрической поверхности головки поршня имеются три кольцевые канавки для установки поршневых колец: две верхние для компрессионных колец, нижняя для масло- съемного кольца. Выше канавок под компресси- онные кольца расположены пять мелких кольце- вых проточек, частично задерживающих газы перед поршневыми кольцами. Поршневые кольца изготавливаются из индивидуальных отливок и покрыты: верхнее компрессионное пористым хромом, следующее оловом для ускорения при- работки и увеличения срока службы. Шатун 25 стальной кованый. Стержень шатуна имеет дву- тавровое сечение. Разъем нижней головки в плоскости, перпендикулярной стержню шатуна. Крышка нижней головки шатуна обрабатывается совместно с шатуном. Крышки шатунов не обла- дают взаимозаменяемостью, т.е. каждому шату- ну соответствует только его собственная крышка. Для правильной установки крышки на шатуне на крышке имеются специальные высту- пы, полученные при ковке, которые при сборке шатуна должны располагаться с одной стороны. Шатунные болты изготовлены из высоко- качественной легированной стали. Шатунные гайки са- моконтрящиеся (шплинты не применя- ются). Вкладыши 28 шатунных подшипников ана- логичны по своей конструкции вкладышам ко- ренных подшипников и отличаются только раз- мерами. В верхнюю головку шатуна запрессова- на бронзовая втулка. Нормальный зазор между шейкой коленчатого вала под шатунный подшип- ник и рабочей поверхностью вкладыша шатунно- го подшипника составляет 0,030... ...0.074 мм. Шатун с поршнем соединен посредством стального пустотелого пальца 8 плавающего типа (при рабочей температуре двигателя па- лец проворачивается как в головке шатуна, так и в бобышках поршня). В осевом направле- нии палец фиксируется специальными сто- порными кольцами, коюрые вставлены в проточ- ки бобышек поршня. При температуре поршня 20 "С палец должен быть установлен в бобышки поршня с зазором или натягом до 0,0025 мм, во втулку верхней головки шатуна с зазором 0.0045...0.0095 мм. Маковин 18 двигателя от- лит из серого чугуна, крепится к коленчатому валу болтами. На наружную цилиндрическую проточку маховика напрессован стальной зуб- чатый венец. Балансируется маховик ста- тически. Масляный картер двигателя отлит из алюминиевого сплава. Для улучшения охлажде- ния моторного масла на наружной и внутренней поверхностях картера выполнены ребра. Кроме того, ребра увеличивают и жесткость конст- рукции. Разъем между картером и блоком ци- линдров уплотняется резина-пробковой плоской прокладкой. Клапаны 36 и 43 механизма газо- распределения изготовлены из жаропрочной стали методом высадки. На рабочей фаске вы- пускных клапанов имеется кольцевая наплавка из специального сплава, что обеспечивает их высокую долговечность. Клапаны расположены в головке блока цилиндров под углом по отноше- нию к вертикальной плоскости двигателя и пе- ремещаются в металлокерамических направляю- щих втулках 44, запрессованных в отверстия головки блока. Клапаны имеют по две пружины: наружную и внутреннюю, установленные между нижней и верхней опорными тарелками. Верхняя опорная тарелка 37 удерживается на стержне клапана двумя сухарями 38. В верхних опорных тарелках установлены уплотняющие резиновые кольца 41, а снаружи маслозащитные колпаки 42 для предотвращения попадания масла в за- зоры между втулками и стержнями клапанов. Стержни клапанов приводятся в движение от кулачков распределительного вала через коро- мысла. Распределительный вал 13 чугунный, установлен в головке блока цилиндров на трех опорах, выполненных непосредственно в теле стоек головки цилиндров. Для облегчения ус- тановки вала отверстия подшипников имеют разные диаметры. Наибольший диаметр имеет передний подшипник. В осевом направлении распределительный вал фиксируется упорным фланцем, который крепится к головке цилинд- ров двумя болтами. Ведомая звездочка 7 уста- навливается на переднем конце распредели- тельного вала, крепится четырьмя болтами и фиксируется штифтом. Распределительный вал приводится цепью от коленчатого вала двига- теля. Коромысла 11 впускных и выпускных кла- панов взаимозаменяемые, отлиты из серого чу- гуна. Длина плеч коромысла различная, соот- ношение плеч составляет 1,25:1. Рабочая ци- линдрическая часть короткого плеча коромысла отбеливается для получения высокой твердо- сти. Этой поверхностью коромысло опирается на кулачок распределительного вала. На конце длинного плеча имеется резьбовое отверстие, в которое ввернут нажимной болт 40 для регу- лировки зазоров клапанного механизма. Нажим- ной болт фиксируется контргайкой. Нижний ко- нец болта сферической формы опирается на сферическую поверхность наконечника 39. Цепь 2 привода распределительного вала втулочная двухрядная без соединительного замка. Веду- щая звездочка 30 привода стальная, установ- лена на переднем конце коленчатого вала на шпонке. Натяжение цепи привода осуществляет- ся натяжной звездочкой, которая надета на стальную ось на конце двуплечего рычага. Внешнее плечо рычага отжимается плунжером, на который действует постоянная сила от на- жимной пружины. Другой конец пружины упира- ется в резьбовую пробку. В положении натяже- ния плунжер фиксируется стопорным болтом 5. Успокоитель цепи изготовлен из полиамидной смолы, установлен со стороны ведущей ветви цепи и предназначен для гашения вибрации це- пи. Регулировку зазоров между торцами нако- нечников и стержнями клапанов следует произ- водить (или контролировать) только на холод- ном двигателе (15...20 С). Величина зазора как для впускных, так и для выпускных клапа- нов должна составлять 0,15 мм.

1. Крышка канала подвода жидкости в рубашку головки блока цилиндров
2. Цепь привода газораспределения.
3. Поршень
4. Звездочка натяжного устройства.
5. Стопорный болт натяжного устройства.
6. Верхняя крышка распределительных звездочек.
7. Ведомая звездочка привода газораспределения
8. Поршневой палец
9. Пружина коромысел клапанов.
10. Втулка верхней головки шатуна.
11. Коромысло клапана.
12. Ось коромысел клапанов.
13. Распределительный вал
14. Крышка головки блока цилинров.