Главная

АЗЛК 2138/2140
двигатель
охлаждение
его детали
питание, в.фильтр
смазка двигателя
циркуляция масла
карб.
сцепление
КПП
мост, подвеска зад.
подвеска перед.
рулевое
тормоза
их привод
отопитель
омыватель
генератор, стартёр
зажигание
э.оборудование
панель
двери, сиденья


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Генератор. На автомобиле мод. 2140 уста- новлен генератор типа 29. 3701, а на автомо- биле мод. 2138 Г108М. Генератор 29.3701 представляет собой трехфазную двенадцатипо- люсную синхронную электрическую машину со встроенным малогабаритным интегральным регу- лятором напряжения Я112А. Генератор оборудо- ван выпрямительным блоком БПВ4-60, состоящим из шести кремниевых диодов, соединенных в трехфазную мостовую схему выпрямления; Регу- лятор напряжения Я112А установлен на пласт- массовом корпусе щеткодержателя 11 и закрыт металлическим кожухом. Статор 14 представля- ет собой пакет, сваренный из пластин элек- тротехнической стали. В восемнадцати пазах статора 14 заложена трехфазная обмотка 13, состоящая из шести непрерывно намотанных ка- тушек. Обмотки фаз соединены между собой звездой. Два штампованных полюсных наконеч- ника 2 напрессованы на вал ротора до упора во втулку 16. Между наконечниками 2 заложена обмотка 15 возбуждения. Концы обмотки 15 припаяны к контактным кольцам 7, изолирован- ным от вала. Ротор вращается на двух ша- рикоподшипниках 9 и 18. В крышке 6 со сторо- ны контактных колец размещен выпрямительный блок 5, к трем выводным болтам которого при- соединены концы фазных обмоток статора. Ге- нератор типа Г108М представляет собой элек- трическую машину постоянного тока параллель- ного возбуждения. К корпусу 32 прикреплены два полюса. Якорь 23 вращается на двух шари- коподшипниках 28 и 34 полузакрытого типа, установленных в передней 20 и задней 25 крышках. Подшипник 28 смазывается конси- стентной смазкой, закладываемой при сборке генератора. Подшипник 34 смазывается жидкой смазкой через масленку, запрессованную в крышку 20. На крышке 25 расположены два щет- кодержателя. Положительная щетка установлена в изолированном щеткодержателе и присоедине- на к выводной клемме "Я". Отрицательная щет- ка установлена в неизолиро- ванном щеткодер- жателе и соединена с корпусом 32. Стартер. На автомобиле мод. 2140 установлен стартер типа СТ117А, а на автомобиле мод. 2138 типа СТ4А. Оба стартера аналогичны по конструкции и принципу действия. Разница в технических характеристиках стартеров зависит от их маг- нита-электрических параметров, поэтому на рисунке показан только стартер СТ1 1 7А. Стартер СТ117А представляет собой электро- двигатель постоянного тока смешанного возбу- ждения. На корпусе 40 стартера расположено электромагнитное тяговое реле типа РС-14. Стартер имеет четыре полюса 55, на которых закреплены катушки 57 возбуждения. Три ка- тушки соединены между собой последовательно, а одна параллельно. Якорь 39 вращается в двух бронза-графитных подшипниках 44 и 61. Крышки прикреплены к корпусу 40 двумя стяж- ными болтами. На крышке 43 установлены два изолированных щеткодержателя и два неизоли- рованных. Изолированные щеткодержатели со- единены между собой соединительной перемыч- кой. К одному из них подведен конец трех по- следовательно соединенных катушек 57 возбуж- дения. Второй конец этих катушек присоединен к болту 47 клеммы тягового реле. Для доступа к щеткам и осмотра коллектора в корпусе стартера имеются окна, закрытые защитной лентой 41 с водонепроницаемой прокладкой 42 для того, чтобы избежать попадания грязи в стартер. При включении стартера ток от акку- муляторной батареи поступает на катушки 50, имеющие втягивающую и удерживающую обмотки. Якорь 52 реле под действием электрического поля обеих обмоток втягивается и рычагом 56 вводит шестерню 35 в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя. В конце хода якорь 52 замыкает контактным диском 49 глав- ные контакты реле, включая стартер и одно- временно замыкая дополнительный контакт 48, замыкающий накоротко дополнительное сопро- тивление катушки зажигания. При замыкании главных контактов происходит зако- рачивание втягивающей обмотки, и якорь 52 удерживается во втянутом состоянии только удерживающей обмоткой. После запуска двигателя и возвра- щения ключа в выключателе (замке) зажигания в положение 1 ток в цепи удерживающей обмот- ки реле прерывается и якорь под действием пружины 53 возвращается в исходное положе- ние, выводя рычагом 56 шестерню 35 из зацеп- ления с зубчатым венцом маховика. При этом контактный диск 49 размыкает главные и до- полнительные контакты тягового реле.

1. Крышка со стороны привода.
2. Полюсный наконечник ротора.
3. Стяжной винт.
4. Диод.
5. Выпрямительный блок.
6. Крышка со стороны контактных колец.
7. Контактные кольца.
8. Крышка подшипника.
9, 18. Шарикоподшипники.
10. Щетки.
11. Щеткодержатель.
12. Регулятор напряжения.
13. Обмотка статора.
14. Статор.
15. Обмотка возбуждения.
16. Втулка.
17. Вентилятор.
19. Шкив.
20. Передняя крышка.
21. Вал.
22. Стяжной болт.
23. Якорь.
24. Коллектор.
25 Задняя крышка.
26. Колпачковая заглушка.
27. Гайка.
28, 34. Шарикоподшипники.
29. Защитная лента.
30. Катушка обмотки возбуждения.
31. Клемма "Ш".
32. Корпус генератора.
33. Шкив.
35. Шестерня привода.
36. Муфта свободного хода.
37. Буферная пружина.
38. Поводковая муфта.
39. Якорь стартера.
40. Корпус стартера.
41. Защитная лента.
42. Прокладка защитной ленты.
43. Крышка со стороны коллектора.
44. Задний подшипник.
45. Коллектор.
46. Щеткодержатель.
47 Болт клеммы тягового реле.
48. Дополнительный контакт.
49. Контактный диск.
50. Катушка реле.
51. Тяговое реле.
52. Якорь реле.
53. Возвратная пружина реле.
54. Шпилька якоря реле.
55. Полюс.
56. Рычаг включения привода стартера.
57. Катушка возбуждения.
58. Регулировочный винт.
59. Шлицевая втулка.
60. Крышка со стороны привода.
61. Передний подшипник.