|
||||
Система смазки двигателя комбинированная: под
давлением и разбрызгиванием. Под давлением сма-
зываются коренные и шатунные подшипники, опоры
распределительного вала, втулки шестерни и ва-
лика привода масляного насоса и распределителя
зажигания. Маслом, вытекающим из зазоров и
разбрызгиваемым движущимися деталями, смазыва-
ются стенки цилиндров, поршни с поршневыми
кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня,
цепь привода газораспределительного механизма,
опоры рычагов привода клапанов, а также стержни
клапанов в их направляющих втулках. Вместимость
системы смазки 3,75 л. Уровень масла контроли-
руется по меткам на указателе 5. Нормальное
давление масла 0,35-0,45 Мпа (3.5-4,5 кгс/см*)
при частоте вращения коленчатого вала 5600
об/мин. Минимальное давление должно быть не ме-
нее 0,08 Мпа (0.8 кгс/см') В систему смазки
входят: масляный насос 10, приемный патрубок с
фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу на-
соса, полнопоточный масляный фильтр 6, установ-
ленный на левой передней стороне двигателя; ре-
дукционный клапан давления масла, встроенный в
приемный патрубок, датчики 29 указателя и конт-
рольной лампы давления масла. Циркуляция масла
при работе двигателя происходит следующим обра-
зом. Масляный насос 10, приводимый в движение
парой шестерен с винтовыми зубьями, засасывает
масло из картера через фильтрующую сетку прием-
ного патрубка и подает его по каналу 11 в пол-
нопоточный фильтр 6. Отфильтрованное масло по
каналу 12 попадает в продольный магистральный
канал 28, проходящий вдоль блока с левой сторо-
ны, а оттуда по каналам 16, просверленным в пе-
регородках блока цилиндров, подводится к корен-
ным подшипникам коленчатого вала. К центральной
опоре распределительного вала масло подводится
по каналам, просверленным в блоке цилиндров 27,
в головке цилиндров 26 и в корпусе подшипников
распределительного вала. В прокладке головки
цилиндров имеется окантованное медью отверстие,
по которому масло проходит из канала 27 блока в
канал 26 головки. В каждом вкладыше первого,
второго, четвертого и пятого коренных подшипни-
ков имеется по два отверстия, через которые
масло попадает в кольцевые канавки на внутрен-
них поверхностях вкладышей. Из канавок часть
масла идет на смазывание коренных подшипников,
а другая часть по каналам 2. просверленным в
шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным
подшипникам, и от них через отверстия в нижних
головках шатунов струя масла попадает на зерка-
ла цилиндров в момент совпадения отверстия под-
шипника с каналом в шатунной шейке. С 1990 г.
шатуны изготавливаются без отверстия в нижней
головке, и масло от нее на стенки цилиндра не
подается. Масло, прошедшее к центральной опоре
распределительного вала через кольцевую выточку
21 в опорной шейке, попадает в магистральный
канал 20 распределительного вала, а из канала
через отверстия в кулачках и опорных шейках к
рабочим поверхностям кулачков, рычагов и опор
вала. Масло от первого подшипника валика 17
привода масляного насоса и распределителя зажи-
гания поступает по каналу, просверленному в са-
мом валике, ко второму подшипнику. К втулке
шестерни привода масляного насоса и распредели-
теля зажигания масло подводится по отдельному
каналу 13 из полости перед масляным фильтром.
Остальные детали смазываются разбрызгиванием и
самотеком. Масляный насос (см. рис. 4) - шесте-
ренчатого типа, установлен внутри картера и
крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Веду-
щая шестерня насоса закреплена на валике непод-
вижно, а ведомая шестерня свободно вращается на
оси, запрессованной в корпус насоса. Масло пос-
тупает в насос по маслоприемному патрубку,
пройдя фильтрующую сетку. В корпус масло- при-
емного патрубка встроен редукционный клапан.
При повышении давления в системе смазки выше
допустимого масло отжимает редукционный клапан,
и избыточное масло перепускается из полости
давления в полость маслоприемника. Давление,
при котором срабатывает редукционный клапан,
обеспечивается пружиной соответствующей упру-
гости, установленной на заводе. Это давление не
регулируется. Масляный Фильтр навернут на шту-
цер и прижат к кольцевому буртику на блоке ци-
линдров. Герметичность соединения обеспечивает-
ся резиновой прокладкой, установленной между
крышкой фильтра и буртиком блока. Фильтр имеет
противодренажный клапан 9, предотвращающий оте-
кание масла из системы при остановке двигателя,
и перепускной клапан 7, который срабатывает при
засорении фильтрующего элемента и перепускает
масло помимо фильтра в магистральный канал 28.
Фильтрация масла производится бумажным элемен-
том 8. Вентиляция картера двигателя. Вентиляция
картера закрытая, принудительного типа, не до-
пускает повышения давления в картере из-за про-
никновения в него отработавших газов. Картерные
газы отсасываются в коллектор 30 воздушного
фильтра 42 через маслоотделитель 34, вытяжной
шланг 32 с пламегасителем 31. Из коллектора 30
газы могут идти двумя путями: непосредственно в
воздушный фильтр 42, а также по шлангу 41, зо-
лотник 36 на оси дроссельной заслонки в за-
дроссельное пространство карбюратора. С повыше-
нием частоты вращения коленчатого вала при отк-
рывании дроссельной заслонки золотник 36 пово-
рачивается и открывает дополнительный путь
картерным газам через канавку в золотнике.
1. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 2. Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 3. Масляный картер; 4. Коленчатый вал; 5. Указатель уровня масла; 6. Масляный фильтр: 7. Перепускной клапан; 8. Фильтрующий элемент; 9. Противодренажный клапан; 10. Масляный насос; 11. Канал подачи масла от насоса к фильтру; 12. Горизонтальный канал подачи масла в масляную магистраль; 13. Канал в блоке цилиндров для подачи масла; 14. Передний сальник коленчатого вала; 15. Канал в шейке коленчатого вала; 16. Канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипник; 17. Валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 18. Отверстие в звездочке для смазки цепи; 19. Звездочка распределительного вала; 20. . Магистральный канал в распределительном валу; 21. Кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 22. Канал в кулачке распределительного вала; 23. Крышка маслоналивной горловины; 24. Канал в опорной шейке распределительного вала; 25. Корпус подшипников распределительного вала; 26. Наклонный канал в головке цилиндров для подачи масла к газораспр.механизму; 27. Вертикальный канал в блоке цилиндров для подачи масла к газораспр.механизму; 28. Магистральный канал в блоке цилиндров; 29. Датчик контрольной лампы и указателя давления масла: 30. Вытяжной коллектор вентиляции картера; 31. Пламегаситель; 32. Вытяжной шланг; 33. Крышка маслоотделителя; 34. Маслоотделитель; 35. Сливная трубка маслоотделителя; 36. Золотник на оси дроссельной заслонки первичной камеры карбюратора; 37. Калиброванное отверстие; 38. Впускная труба; 39. Дроссельная заслонка; 40. Карбюратор; 41. Шланг отсоса картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 42. Воздушный фильтр; 43. 1. Схема вентиляции картера; 44. 11. Работа золотникового устройства карбюратора; 45. III. При малой частоте вращения коленчатого вала двигателя; 46. IV. При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя. |