|
||||
Регулятор напряжения. Для поддержания напряже-
ния в бортовой сети автомобиля на постоянном
уровне 13- 14 В, независимо от оборотов ротора,
применяется вибрационный двухступенчатый регу-
лятор напряжения типа РР-380. На части автомо-
билей устанавливается без- контактный электрон-
ный регулятор напряжения типа 121.3702. Он
может применяться вместо регулятора РР-ЗВО без
каких-либо переделок в схеме электрооборудова-
ния автомобиля. Регулятор напряжения РР-380
представляет собой электромагнитное реле. Как у
каждого реле такого типа, у него есть магнитная
система, состоящая из цилиндрического сердечни-
ка и U-образного ярма 9, катушка с обмоткой 6
на пластмассовом каркасе, якорь 7 с подвижным
контактом и две стойки 4 и 5 с неподвижными
контактами. Пазы в стойках позволяют передви-
гать их вверх и вниз при регулировке регулято-
ра. Верхний и нижний контакты якоря в сочетании
с контактами стоек образуют две пары контактов
- верхнюю и нижнюю. Пружиной якорь прижат к
контакту верхней стойки. Подгибая нижний кронш-
тейн пружины, можно изменять ее натяжение и
этим регулировать величину напряжения, при ко-
тором будет размыкаться верхняя пара контактов.
Под основанием на изоляционной прокладке нахо-
дятся термокомпенсирующий 1 и два дополнитель-
ных резистора 2 с общим сопротивлением 5,5 Ом.
Дроссель 3 служит для уменьшения искрения между
верхней парой контактов. Реле контрольной лампы
заряда аккумуляторной батареи. Реле 20 типа РС-
702 предназначено для включения контрольной
лампы в комбинации приборов, когда напряжение
генератора недостаточно для заряда аккумулятор-
ной батареи. Напряжение размыкания контактов
реле при (25+5) "С составляет (5,3+0,4) В, а
замыкания 0,0-1,5 В. Сопротивление обмотки рав-
но 29 Ом. Работа системы генератора. В работе
системы генератора можно выделить три режима:
работа при малой, средней и высокой частоте
вращения ротора генератора. 1 Режим. Это режим
пуска двигателя, когда он еще не работает или
прокручивается стартером. В этом случае потре-
бители питаются от аккумуляторной батареи. На
этом режиме после включения зажигания в цепи
обмотки возбуждения генератора протекает ток,
замыкающийся по пути: "плюс" аккумуляторной ба-
тареи - выключателя зажигания 17 - предохрани-
тель "10" штекер "15", сердечник дросселя 3,
замкнутые верхние контакты. якорь. ярмо. штекер
"67" регулятора штекер "67" генератора - обмот-
ка возбуждения генератора - "масса" - "минус"
аккумуляторной батареи. Этот ток создает маг-
нитный поток, который при вращении ротора гене-
ратора пересекает витки обмотки статора генера-
тора и наводит в них электродвижущую силу.
Одновременно протекает ток через обмотку 6 ре-
гулятора напряжения, который создает магнитное
притяжение якоря регулятора к сердечнику, но
еще не настолько сильное, чтобы притянуть якорь
к сердечнику и разомкнуть верхнюю пару контак-
тов регулятора напряжения. Одновременно горит
контрольная лампа 19, сигнализируя о том, что
все потребители питаются от аккумуляторной ба-
тареи. Ток через лампу идет по пути: "+" акку-
муляторной батареи выключатель зажигания пре-
дохранитель "9" - замкнутые контакты реле 20 -
контрольная лампа 19 - "масса" - " аккумулятор-
ной батареи. И режим. После пуска двигателя
выпрямленное напряжение генератора превышает
напряжение аккумуляторной батареи. Обмотка воз-
буждения генератора и обмотка регулятора напря-
жения питаются от генератора. При этом ток идет
от зажима "30" генератора и замыкается через
"массу" на выпрямитель генератора. Аккумулятор-
ная батарея заряжается. Под действием выпрям-
ленного фазного напряжения через обмотку реле
20 протекает ток по пути: зажим "30" генератора
- выключатель зажигания - предохранитель "9" -
обмотка реле - штекер вывода нулевой точки об-
мотки статора генератора - выпрямитель генера-
тора. Когда выпрямленное фазное напряжение дос-
тигает 5,3-5,7 В, якорь реле притягивается к
сердечнику, контакты реле размыкаются, и лампа
гаснет, сигнализируя о том, что выпрямленное
напряжение генератора стало больше напряжения
аккумуляторной батареи. При возрастании частоты
вращения ротора генератора напряжение увеличи-
вается и, когда оно достигнет 13,2-14,3 В, маг-
нитное усилие преодолевает натяжение пружины, и
якорь 7 притягивается к сердечнику. При этом
верхняя пара контактов размыкается, в цепь об-
мотки возбуждения включаются дополнительные ре-
зисторы 2. Напряжение генератора падает, соот-
ветственно уменьшается и магнитное притяжение
якоря к сердечнику. Пружина оттягивает якорь в
исходное положение, верхние контакты замыкают-
ся, напряжение генератора снова повышается, и
описанный цикл повторяется. Замыкание и размы-
кание верхней пары контактов происходит с час-
тотой 25-250 раз в секунду, и напряжение гене-
ратора на выходе выпрямителя с такой же
частотой то повышается, то понижается. Благода-
ря высокой частоте размыкания и замыкания кон-
тактов, колебания напряжения незаметно, и можно
считать его практически постоянным, поддержива-
емым на уровне 13-14 В. С дальнейшим увеличени-
ем частоты вращения ротора генератора время ра-
зомкнутого состояния контактов увеличивается, а
время замкнутого состояния уменьшается. Благо-
даря этому среднее напряжение на выходе выпря-
мителя генератора повышается незначительно. 111
режим. При высокой частоте вращения ротора ге-
нератора первая ступень регулирования (на верх-
ней паре контактов) уже не обеспечивает поддер-
жания напряжения на уровне 14 В. Напряжение
генератора повышается до 13,9 14,5 В, и якорь
притягивается к сердечнику до замыкания нижней
пары контактов. При этом оба конца обмотки воз-
буждения оказываются замкнутыми на "массу". Ток
в обмотке возбуждения резко падает до нуля, и
напряжение генератора также резко уменьшается.
Это приводит к уменьшению силы тока в обмотке
регулятора и снижению магнитного притяжения
якоря к сердечнику. Пружина оттягивает якорь от
сердечника, нижние контакты размыкаются, и опи-
санный процесс повторяется снова с частотой 80-
100 раз в секунду. Температурная компенсация.
При работе двигателя температура регулятора по-
вышается как от нагрева его обмотки и резисто-
ров, так и от увеличения температуры в моторном
отсеке. Следовательно, возрастает сопротивление
медного провода обмотки регулятора, уменьшается
протекающий по ней ток, и требуется большее
напряжение, чтобы разомкнуть верхние контакты и
замкнуть нижние. Чтобы напряжение не изменялось
при колебаниях температуры, в нем предусмотрено
два вида температурной компенсации. Первый -
это включение последовательно с обмоткой 6 тер-
мокомпенсационного резистора 1 величиной 19 Ом
из нихрома с малым температурным коэффициентом
сопротивления. Он уменьшает изменение сопротив-
ления в цепи обмотки, но полностью не устраняет
повышения напряжения. Поэтому в регуляторе есть
еще и второй вид температурной компенсации
якорь прикреплен к ярму с помощью биметалличес-
кой пластинки. При нагревании она стремится
изогнуться в сторону сердечника и создает силу,
противодействующую пружине, оттягивающей якорь
от сердечника. Работа регулятора напряжения
121.3702 состоит в отключении обмотки возбужде-
ния, если напряжение становится выше 13,4-14,6
В. и включении ее, если напряжение падает ниже
этого предела. Это обеспечивается за счет запи-
рания и отпирания мощного транзистора в схеме
регулятора. Отключение и включение колебаний
напряжения генератора практически незаметно.
1. Термокомпенсирующий резистор: 2. Дополнительные резисторы; 3. Дроссель; 4. Стойка с нижним контактом регулятора напряжения; 5. Стойка с верхним контактом регулятора напряжения; 6. Обмотка регулятора напряжения; 7. Якорь регулятора напряжения; 8. Крышка регулятора напряжения; 9. Ярмо регулятора напряжения; 10. Основание регулятора напряжения: 11. Аккумуляторная батарея; 12. Выпрямитель генератора; 13. Генератор; 14. Обмотка статора генератора; 15. Обмотка ротора генератора; 16. Регулятор напряжения: 17. Выключатель зажигания: 18. Блок предохранителей; 19. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 20. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 21. 1.Регулятор напряжения РР-380; 22. 11.Работа при малой частоте вращения ротора генератора; 23. Ill. Работа при средней и высокой частоте вращения ротора генератора. |