|
||||
Автомобили семейства ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 явля-
ются моделями последовательного развития конс-
трукции малолитражных автомобилей "Жигули". Их
отличают хорошие динамические качества и ком-
фортабельность. Вместе с тем, для наиболее пол-
ного удовлетворения запросов покупателей на ос-
нове базовых моделей ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 завод
выпускает модификации автомобилей, которые от-
личаются, в основном, установкой двигателей с
другим рабочим объемом цилиндров. Компоновка
(расположение узлов и агрегатов) автомобилей
ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 классическая, т.е. двига-
тель расположен спереди вдоль осевой линии ав-
томобиля, а ведущими являются задние колеса.
Крутящий момент от двигателя передается к зад-
ним колесам через узлы трансмиссии, к которой
относятся сцепление, коробка передач, карданная
передача, главная передача, дифференциал и по-
луоси заднего моста. Двигатель вместе со сцеп-
лением и коробкой передач образует силовой аг-
регат, который закреплен на автомобиле в трех
точках на резиновых опорах. В конструкции авто-
мобилей учтены требования активной и пассивной
безопасности, которым на Волжском автозаводе
всегда уделялось большое внимание. Автомобили
отвечают всем требованиям по безопасности Евро-
пейской Экономической комиссии ООН. Двигатель.
На автомобилях устанавливаются унифицированные
двигатели ВАЗ различной мощности в зависимости
от модели автомобиля или ее модификации. Двига-
тели - четырехтактные, карбюраторные, рядные, с
верхним расположением распределительного вала.
Система смазки двигателя снабжена полнопоточным
масляным фильтром 10 и рассчитана на применение
специальных масел с комплексом присадок, прида-
ющих маслу высокие смазочные свойства, стой-
кость против окисления и позволяющих работать в
широком диапазоне температур. Система вентиля-
ции картера - закрытого типа, обеспечивает от-
сос газов из картера во впускной трубопровод и
повышает долговечность двигателя. Система ох-
лаждения - жидкостная, закрытого типа. В систе-
му охлаждения двигателя включен отопитель кузо-
ва, в который жидкость поступает из головки
цилиндров через кран и отводится к насосу. Ох-
лаждающая жидкость - специальная с низкой тем-
пературой кипения, не действует на металлы и
резину. Жидкость заливают на заводе, и не тре-
буется ее замены в течение двух лет. Система
питания двигателя включает воздушный фильтр 17,
карбюратор, топливный насос 11 с рычагом ручной
подкачки топлива и топливный бак. Карбюратор с
падающим потоком имеет две последовательно
включающиеся смесительные камеры. На карбюрато-
ре установлен высокоэффективный воздушный
фильтр сухого типа, имеющий бумажный фильтрую-
щий элемент с дополнительным очистителем из
нетканого синтетического волокна. Топливный бак
20 размещен в багажнике. Система выпуска газов
снабжена тремя последовательно расположенными
глушителями. Соединенные хомутами узлы системы
крепятся к полу кузова двумя резиновыми ремнями
на корпус основного глушителя и резиновой по-
душкой за выпускную трубу. Трансмиссия. Сцепле-
ние - однодисковое сухое с диафрагменной нажим-
ной пружиной и гасителем крутильных колебаний
(демпфером) на ведомом диске. Для управления
сцеплением 'служит ножная педаль с серво-пружи-
ной и гидравлическим приводом. Коробка передач
46 имеет четыре передачи для движения вперед и
одну передачу для заднего хода. На автомобилях
в вариантном исполнении возможна установка пя-
тиступенчатой коробки передач. Все передачи пе-
реднего хода снабжены синхронизаторами, которые
до включения шестерен выравнивают скорости вра-
щения соединяемых деталей. Выбранные передаточ-
ные числа обеспечивают уверенное трогание с
места, хороший разгон и высокую экономичность.
Карданная передача передает крутящий момент от
коробки передач к главной передаче и состоит из
двух валов с промежуточной опорой 43, резиновой
муфты и двух карданных шарниров на игольчатых
подшипниках. Главная передача и дифференциал
находятся в картере заднего моста. Главная пе-
редача - коническая, гипоидного зацепления,
дифференциал - двухсателлитный.
EfflegqgjqbOBflStffla-состоит из рулевого меха-
низма и рулевого привода, передающего усилие
водителя к управляемым колесам. Редуктор руле-
вого механизма червячный, с глобоидальным чер-
вяком и двухгребневым роликом. Передаточное от-
ношение редуктора 16,4. Рулевой привод -
трехзвенный, включает в себя одну среднюю и две
боковые симметричные тяги, сошку, маятниковый и
поворотные рычаги. Подвеска передних колес -
независимая, на поперечных рычагах, с цилиндри-
ческими пружинами, телескопическими гидравли-
ческими амортизаторами двухстороннего действия
и стабилизатором поперечной устойчивости. Амор-
тизаторы размещены внутри пружин. Штампованные
верхние и нижние рычаги 4 подвески соединены с
кованой поворотной цапфой с помощью двух шаро-
вых шарниров. При помощи резинометаллических
шарниров, осей, болтов и гаек нижние рычаги со-
единены с поперечиной передней подвески, а
верхние рычаги - с несущей частью кузова. Тор-
сионный стабилизатор поперечной устойчивости
уменьшает боковой наклон кузова на повороте и
снижает поперечные раскачивания кузова. Соеди-
нен с кузовом и нижними рычагами с помощью
кронштейнов, охватывающих резиновые подушки
штанги стабилизатора. Подвеска задних колес за-
висимая, с цилиндрическими пружинами и гидрав-
лическими телескопическими амортизаторами двус-
тороннего действия. Представляет собой жесткую
балку (задний мост) 40, связанную с кузовом од-
ной поперечной и четырьмя продольными штангами
39. Имеет три буфера сжатия, расположенные по
концам балки заднего моста и в центре. Аморти-
заторы 28 установлены вне пружин и крепятся
сверху к кузову, а снизу - к концам балки зад-
него моста через конические резиновые втулки.
Тормоза. Тормозная система снабжена гидравли-
ческим приводом к колесным механизмам, управля-
ется педалью подвесного типа и действует на все
колеса. Система стояночного и запасного (ава-
рийного) торможения (т.е. ручной тормоз) управ-
ляется рычагом 23 (рис. 2) и действует только
на задние колеса. Эта система имеет механичес-
кий тросовый привод. Передние тормоза 2 - дис-
ковые, состоят из диска и суппорта. Диск прик-
реплен к ступице колеса, а суппорт,
охватывающий диск тормоза, прикреплен к кронш-
тейну, установленному на поворотной цапфе.
Внутри суппорта находятся колесные гидравличес-
кие цилиндры с поршнями, передающими усилия на
колодки с фрикционными накладками. Задние тор-
моза 39 - барабанные, с само устанавливающими
колодками, с приводом от одного главного ци-
линдра или от рычага механического привода. В
алюминиевом барабане заднего тормоза находится
чугунное рабочее кольцо. Гидравлический привод
тормозов состоит из двух независимых контуров
(систем) торможения передних и задних колес.
Поэтому бачок имеет две емкости для тормозной
жидкости, а в главном цилиндре сделаны две не-
зависимые полости с двумя поршнями. Две незави-
симые системы введены для безопасности: в слу-
чае повреждения одной из них (утечка жидкости
или повреждения трубопровода), вторая остается
в действии. Имеющийся в системе привода задних
проводов регулятор давления уменьшает вероят-
ность блокировки колес при торможении. Электро-
оборудование автомобилей выполнено по однопро-
водной схеме, в которой отрицательные выводы
источников тока и потребителей электроэнергии
соединены СИ "массой", выполняющей функцию вто-
рого провода. Источниками тока в системе явля-
ются генератор переменного тока типа Г-221 с
встроенным полупроводниковым выпрямителем и
свинцовая аккумуляторная батарея типа 6СТ-55.
Для пуска двигателя применяется стартер СТ-221
с электромагнитным тяговым реле и роликовой об-
гонной муфтой. В систему зажигания входят ка-
тушка зажигания, распределитель зажигания с
прерывателем, центробежным автоматом и вакуум-
ным корректором угла опережения зажигания, про-
вода высокого и низкого напряжения, свечи зажи-
гания и выключатель зажигания. Система
освещения и световой сигнализации автомобилей
обеспечивает ближнее и дальнее освещение доро-
ги, обозначение габарита автомобиля сигнальными
огнями, освещение контрольно-измерительных при-
боров и внутреннее освещение кузова, а также
световую сигнализацию о повороте автомобиля и о
работе отдельных систем двигателя и автомобиля.
Основными приборами наружного освещения являют-
ся фары, подфарники, боковые указатели поворо-
та, задние фонари, катафоты и фонари освещения
регистрационного знака. Салон освещают два пла-
фона, которые включаются выключателями, распо-
ложенными на корпусах плафонов. Кроме того,
имеются дверные выключатели на стойках передних
и задних дверей. При открывании какой-либо две-
ри включаются оба плафона. На щитке приборов
размещены тахометр, спидометр со счетчиками
пройденного пути, указатель температуры охлаж-
дающей жидкости, указатель уровня топлива с
контрольной лампой резерва и указатель давления
масла с контрольной лампой недостаточного дав-
ления. Кроме того, в спидометре и тахометре на-
ходится шесть контрольных ламп. Кузов автомоби-
лей типа "седан", цельнометаллический, несущей
конструкции, т.е. такой, к которому крепится
силовой агрегат (двигатель в сборе с коробкой
передач и сцеплением) и все остальные узлы и
механизмы автомобиля. Корпус кузова представля-
ет собой сварную пространственную ферму, основ-
ными деталями которой являются стойки боковины,
лонжероны и пороги пола, боковой брус крыши и
различные поперечины. Эти элементы коробчатого
сечения в сочетании с несущими внутренними и
наружными панелями и соединительными деталями
придают конструкции требуемую жесткость. Перед-
ние двери с передней навеской имеют два безо-
пасных стекла: переднее поворотное с рукояткой
и фиксатором, заднее опускное с приводом от
ручки стеклоподъемника. Передние двери запира-
ются ключом снаружи и кнопкой изнутри; запертая
дверь может быть открыта внутренней ручкой.
Задние двери с передней навеской имеют два бе-
зопасных стекла: переднее - опускное с приводом
от ручки, заднее неподвижное. Замок задней две-
ри имеет блокировку. Дверь запирается изнутри
кнопкой; запертая дверь не может быть открыта
внутренней ручкой. Запорное устройство каждой
двери состоит из замка, внутреннего привода
замка с ручкой, наружной ручки и фиксатора,
расположенного на стойке кузова. Ветровое стек-
ло типа "триплекс", состоящее из двух слоев
стекла с прозрачной пластмассовой пленкой между
ними, даже при растрескивании остается прозрач-
ным. Заднее и боковые стекла безопасные, зака-
ленные. Капот, открывающийся в сторону движения
автомобиля, навешен на кузов по переднему краю
и закреплен сзади в одной точке замком. Багаж-
ник размещен в задней части кузова. Замок крыш-
ки багажника запирается и отпирается ключом. В
багажнике размещается запасное колесо 37, домк-
рат, а также набор шоферского инструмента и
принадлежностей. Передние сиденья раздельные с
откидными спинками и с механизмом регулировки
положения сиденья и наклона спинки. Заднее си-
денье - неподвижное, цельное. Модификации авто-
мобилей ВАЗ-2103 различаются установкой двига-
телей различной мощности (см. "Техническая
характеристика автомобилей"). Автомобиль
ВАЗ-2106 отличается от ВАЗ-2103 установкой бо-
лее мощного двигателя с рабочим объемом 1,6 л,
внутренним и наружным оформлением кузова. изме-
ненной схемой оборудования. Модификации
ВАЗ21061 и ВАЗ -21065 отличаются от ВАЗ-2106
установкой двигателей с другим рабочим объемом.
Модификация ВАЗ-2106 оснащена двигателем 2106,
как и автомобиль ВАЗ-2106, но комплектуется пя-
тиступенчатой коробкой передач и главной пере-
дачей с передаточным числом 3,9. На ВАЗ-21065
может быть установлена бесконтактная система
зажигания и карбюратор 21053-1107010 (типа "Со-
лекс"), галогеновые фары, электрообогреваемое
заднее стекло. В кузове изменены обивка и под-
головники сидений.
1. Бачок для жидкости гидропривода сцепления; 2. Передний тормоз; 3. Пружинный амортизатор передней подвески; 4. Рычаги передней подвески; 5. Расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 6. Боковой указатель поворота; 7. Подфарник: 8. Бачок смывателя ветрового стекла; 9. Фары; 10. Масляный фильтр: 11. Топливный насос; 12. Указатель уровня масла: 13. Распределитель зажигания; 14. Бачок для жидкости гидропривода тормозов; 15. Радиатор; 16. Аккумуляторная батарея; 17. Воздушный фильтр; 18. Двигатель; 19. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 20. Картер сцепления; 21. Приемная труба глушителей; 22. Рычаг переключения передач; 23. Рычаг стояночного тормоза; 24. Рулевое колесо; 25. Передний дополнительный глушитель; 26. Задний дополнительный глушитель; 27. Пружина задней подвески; 28. Задний амортизатор: 29. Топливный бак: 30. Задний указатель поворота; 31. Стоп-сигнал и габаритный свет: 32. Основной глушитель; 33. Инструментальная сумка; 34. Фонарь освещения регистрационного знака; 35. Домкрат; 36. Запасное колесо; 37. Инструментальная коробка; 38. Задний тормоз; 39. Продольные реактивные штанги задней подвески; 40. Задний мост; 41. Заднее сиденье; 42. Задний вал карданной передачи; 43. Промежуточная опора карданной передачи: 44. Передний вал карданной передачи; 45. Переднее сиденье; 46. Коробка передач; 47. Педаль привода дроссельных заслонок; 48. Педаль гидропривода колесных тормозов; 49. Педаль гидропривода сцепления. |