|
||||
Система охлаждения двигателя жидкостная, закры-
того типа, с принудительной циркуляцией жидкос-
ти. Вместимость системы 9,85 л, включая систему
отопления салона кузова. Система охлаждения
состоит из следующих элементов: насоса 36 ох-
лаждающей жидкости, радиатора, расширительного
бачка 8, трубопроводов и шлангов, электровенти-
лятора 19. рубашек охлаждения блока и головки
блока цилиндров. При работе двигателя жидкость,
нагретая в рубашках охлаждения, поступает через
выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиа-
тор или термостат в зависимости от положения
клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость
всасывается насосом 36 и подается вновь в ру-
башки охлаждения. Система охлаждения двигателя
жидкостная, закрытого типа, с принудительной
циркуляцией жидкости. Вместимость системы 9,85
л, включая систему отопления салона кузова.
Система охлаждения состоит из следующих элемен-
тов: насоса 36 охлаждающей жидкости, радиатора,
расширительного бачка 8, трубопроводов и шлан-
гов, вентилятора 19, рубашек охлаждения блока и
головки блока цилиндров. При работе двигателя
жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, пос-
тупает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5
и 7 в радиатор или термостат в зависимости от
положения клапанов термостата. Далее охлаждаю-
щая жидкость всасывается насосом 36 и подается
вновь в рубашки охлаждения. Проверка уровня ох-
лаждающей жидкости осуществляется на холодном
двигателе (при температуре плюс 15- 20 С) по
уровню жидкости в расширительном бачке 8, кото-
рый должен быть на 3-4 мм выше метки "MIN". Для
контроля температуры охлаждающей жидкости име-
ется датчик, установленный в головке цилиндров,
и указатель на щитке приборов. При нормальном
температурном режиме работы двигателя стрелка
указателя стоит у начала красного поля шкалы в
пределах 80- 100 С. Переход стрелки в красную
зону указывает на повышенный тепловой режим
двигателя, который может быть вызван неполадка-
ми в системе охлаждения (ослабление ремня при-
вода насоса, недостаточное количество охлаждаю-
щей жидкости, неисправности термостата или
электровентилятора), а также тяжелыми дорожными
условиями. Слив жидкости из системы осуществля-
ется через сливные отверстия, закрываемые проб-
ками: одна - в левом углу нижнего бачка 33 ра-
диатора, другая - в блоке цилиндров слева по
ходу движения автомобиля. К системе охлаждения
подключен отопитель салона автомобиля. Нагретая
жидкость из головки цилиндров поступает по
шлангу 4 через кран в радиатор отопите- ля, а
по шлангу 3 и трубке 1 отсасывается насосом 36.
Насос охлаждающей жидкости - центробежного ти-
па, приводится в действие от шкива коленчатого
вала клиновым ремнем привода генератора. Насос
крепится к блоку цилиндров с правой стороны че-
рез уплотнительную прокладку. Корпус 30 и крыш-
ка 25 насоса отлиты из алюминиевого сплава. В
крышке подшипника 24, который стопорится винтом
28, установлен валик 27. Подшипник 24 двухряд-
ный, неразборный, без внутренней обоймы. Под-
шипник заполнен смазкой при сборке и в дальней-
шем не смазывается. На валик 27 с одной стороны
напрессована крыльчатка 31, а с другой ступица
26 шкива привода насоса. Торец крыльчатки, соп-
рикасающийся с уплотнительным кольцом, закален
токами высокой частоты на глубину 3 мм. Уплот-
нительное кольцо прижимается к крыльчатке пру-
жиной через резиновую манжету 29. Сальник не-
разборный, состоит из наружной латунной обоймы
23, резиновой манжеты и пружины. Он запрессован
в крышку 25 насоса. Корпус насоса имеет прием-
ный патрубок 32 и окно 22 в сторону блока ци-
линдров для подачи насосом охлаждающей жидкос-
ти. При нормальном натяжении ремня привода
насоса прогиб его под усилием 10 кгс должен
быть в пределах 10-15 мм. Электровентилятор.
Вентилятор четырехлопастной, изготовлен из
пластмассы. Лопасти вентилятора имеют перемен-
ный по радиусу угол установки и для уменьшения
шума переменный шаг по ступице. Вентилятор ус-
танавливается на вал электродвигателя и прижи-
мается гайкой. Для лучшей эффективности работы
вентилятор находится в кожухе 18, который кре-
пится болтами к кронштейнам радиатора. Элект-
родвигатель в сборе с вентилятором устанавлива-
ется на три резиновые втулки и крепится гайками
на шпильки кожуха 18 вентилятора. Включение и
выключение электровентилятора 19 осуществляется
автоматически в зависимости от температуры жид-
кости с помощью датчика типа ТМ-108, установ-
ленного в нижнем бачке радиатора с левой сторо-
ны. Температура замыкания контактов датчика
должна быть в пределах 89-95 С, а размыкания в
пределах 84-90 С. В вариантных исполнениях на
автомобилях ВАЗ-21061 могут устанавливаться
вентиляторы с механическим приводом от ступицы
валика насоса охлаждающей жидкости. Радиатор.
Радиатор с верхним и нижним бачками, с двумя
рядами латунных вертикальных трубок и лужеными
охлаждающими пластинками крепится четырьмя бол-
тами к передку кузова и опирается на резиновые
опоры 21. Заливная горловина 15 радиатора зак-
рывается пробкой И и соединяется шлангом 10 с
полупрозрачным пластмассовым расширительным
бачком 8. Пробка радиатора имеет впускной кла-
пан 13 и выпускной 12, через которые радиатор
соединяется шлангом с расширительным бачком.
Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0,
5-1,1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаждаю-
щей жидкости в расширительный бачок при нагре-
вании и охлаждении двигателя. С 1988 г. на ав-
томобилях устанавливаются радиаторы с
алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачка-
ми. Термостат и работа системы охлаждения. Тер-
мостат системы охлаждения ускоряет прогрев дви-
гателя и поддерживает необходимый тепловой
режим работы двигателя. При оптимальном тепло-
вом режиме температура охлаждающей жидкости
должна быть 85 - 95 С. Термостат 38 состоит из
корпуса 43 и крышки 46, которые завальцованы
вместе с седлом основного клапана 41. Термостат
имеет входной патрубок 40 для впуска охлажден-
ной жидкости от радиатора, патрубок 44 пере-
пускного шланга 5 для перепуска жидкости из го-
ловки цилиндров в термостат и патрубок 45 для
подачи охлаждающей жидкости в насос 36. Основ-
ной клапан установлен в стакан термоэлемента, в
котором завальцована резиновая вставка 39. В
резиновой вставке находится стальной полирован-
ный поршень 47, закрепленный на неподвижном
держателе. Между стенками и резиновой вставкой
помещен термочувствительный твердый наполни-
тель. Основной клапан 41 прижимается пружиной к
седлу. На клапане закреплены две стойки, на ко-
торых установлен перепускной клапан 42, поджи-
маемый пружиной.
1. Трубка отвода жидкости от радиатора отопителя в насос охлаждающей жидкости; 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы. 3. Шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 4. Шланг подвода жидкости в радиатор отопителя; 5. Перепускной шланг термостата; 6. Выпускной патрубок рубашки охлаждения; 7. Подводящий шланг радиатора; 8. Расширительный бачок: 9. Пробка бачка; 10. Шланг от радиатора к расширительному бачку; 11. Пробка радиатора: 12. Выпускной клапан пробки; 13. Впускной клапан; 14. Верхний бачок радиатора; 15. Заливная горловина радиатора; 16. Трубка радиатора; 17. Охлаждающие пластины радиатора; 18. Кожух вентилятора; 19. Электровентилятор; 20. Шкив привода насоса охлаждающей жидкости; 21. Резиновая опора; 22. Окно со стороны блока цилиндров для подачи охлаждающей жидкости; 23. Обойма сальника; 24. Подшипник валика насоса охлаждающей жидкости; 25. Крышка насоса; 26. Ступица шкива привода насоса; 27. Валик насоса; 28. Стопорный винт; 29. Манжета сальника; 30. Корпус насоса; 31. Крыльчатка насоса; 32. Приемный патрубок насоса; 33. Нижний бачок радиатора; 34. Отводящий шланг радиатора; 35. Ремень привода насоса охлаждающей жидкости; 36. Насос охлаждающей жидкости; 37. Шланг подачи охлаждающей жидкости в насос: 38. Термостат; 39. Резиновая вставка; 40. Входной патрубок (от радиатора); 41. Основной клапан; 42. Перепускной клапан; 43. Корпус термостата; 44. Патрубок перепускного шланга; 45. Патрубок шланга для подачи охлаждающей жидкости в насос: 46. Крышка термостата; 47. Поршень рабочего элемента; 48. 1. Схема работы термостата; 49. 11.Температура жидкости менее 80 С: 50. III. Температура жидкости 80 - 94 С; 51. IV. Температура жидкости более 94 С. |