|
|
|||||||||||||||||||||||
Двигатель соединяется с ведущими колесами
автомобиля через узлы и механизмы трансмис-
сии. Одним из важных механизмов трансмиссии
является сцепление, которое предназначено
для плавного соединения маховика 20 двигате-
ля с первичным валом 43 коробки передач при
трогании автомобиля с места. Кроме того, в
моменты переключения передач, при торможении
или остановке автомобиля, сцепление разъеди-
няет двигатель от трансмиссии. Этим достига-
ется плавное переключение передач, уменьше-
ние износа деталей трансмиссии, тормозных
механизмов и повышается эффективность тормо-
жения. Сцепление снижает действие крутильных
колебаний на детали трансмиссии. СЦЕПЛЕНИЕ
Сцепление однодисковое. сухое, постоянно
замкнутого типа. Его действие основано на
передаче крутящего момента за счет сил тре-
ния, которые возникают в механизме между по-
верхностями маховика 20, фрикционных накла-
док 23 ведомого диска и нажимного диска 24
при их сжатии. Нажимной диск вместе с кожу-
хом 22 сцепления крепится шестью болтами к
маховику и является ведущей частью механиз-
ма, а ведомый диск, насаженный при помощи
ступицы 37 на шлицы первичного вала 43 ко-
робки передач, является ведомой его частью.
Прижатие дисков к маховику обеспечивается
диафрагменной пружиной 35, а разъединение
дисков осуществляется механическим приводом.
Механизм сцепления заключен в литой картер
18, который крепится к заднему торцу блока
цилиндров болтами. В связи с тем, что двига-
тели 2106-70, 331 и 3317 имеют разную конст-
рукцию блоков цилиндров и различные располо-
жения стартеров, картера сцепления для каж-
дого типа двигателя также разные в элемен-
тах, не имеющих отношения к механизму сцеп-
ления. В верхней части картера выполнен
смотровой люк, предназначенный для проверки
момента зажигания. Рядом с люком установлено
вентиляционное сопло 30, через которое по-
ступает холодный воздух для охлаждения меха-
низма. В боковых бобышках картера выполнены
отверстия для установки вала 36 выключения
сцепления и его пластмассовых втулок. Для
фиксации вала выключения сцепления в осевом
направлении в картере установлен фиксатор
45. В центральное отверстие картера вставле-
на резиноармированная манжета 42 первичного
вала коробки передач, а с внутренней стороны
установлена пластмассовая направляющая втул-
ки 41 подшипника 39 выключения сцепления.
Кожух сцепления вместе с нажимным диском,
диафрагменной пружиной и входящими деталями
представляет собой неразборный узел. Кожух
22 сцепления стальной, штампованный. На
фланце кожуха имеются шесть отверстий для
крепления его болтами к маховику и три от-
верстия для фиксации кожуха на маховике с
помощью трех штифтов 21. В центральном от-
верстии кожуха отштампованы двенадцать вы-
ступов, которые загибаются внутрь кожуха под
углом 100... 110 . Выступы охватываются
опорным кольцом 31, которое приваривается к
кожуху. Затем устанавливаются нажимная пру-
жина 35, через ее отверстия проходят выступы
кожуха, и второе опорное кольцо 31. После
чего выступы дополнительно загибаются. Оба
кольца являются опорами нажимной пружины 35,
относительно которых она прогибается. Нажим-
ная диафрагменная пружина отштампована из
стальной пружинной стали в виде конуса с
двенадцатью лепестками во внутренней части.
Прорези между лепестками оканчиваются прямо-
угольными отверстиями, в которые проходят
выступы кожуха. Лепестки выполняют роль ры-
чагов выключения сцепления. Концы лепестков
в месте контакта с подшипником имеют повы-
шенную твердость и износостойкость. Нажимной
диск 24 литой, чугунный. По его окружности
выполнены три наружных выступа с отверстиями
под заклепки и двенадцать вентиляционных па-
зов. Выступы нажимного диска связаны с флан-
цем кожуха сцепления тремя парами прикреп-
ленных упругих пластин, через которые пере-
дается крутящий момент и которые позволяют
перемещаться нажимному диску в моменты вы-
ключения сцепления. Ведомая часть сцепления
включает: ведомый диск в сборе с пружинными
пластинами и фрикционными накладками, демп-
фер (гаситель) крутильных колебаний и ступи-
цу.
1. Гайка болта крепления наружного рычага вала. 2. Шайба. 3. Заглушка вала. 4. Болт крепления наружного рычага вала. 5. Наконечник троса привода выключения сцепления. 6. Вкладыш упорный наружного рычага. 7. Рычаг вала наружный мод. 2141. 8. Чехол защитный троса привода выключения сцепления. 9. Каркас. 10. Демпфер троса привода выключения сцепления. 11. Подшипник первичного вала коробки передач. 12. Болт крепления маховика. 13. Резьбовая втулка. 14. Контргайка. 15. Наконечник оболочки троса. 16. Оболочка троса. 17. Трос привода выключения сцепления. 18. Картер сцепления мод. 2141. 19. Щиток картера сцепления. 20. Маховик двигателя. 21. Штифт установочный кожуха сцепления. 22. Кожух сцепления. 23. Фрикционные накладки ведомого диска. 24. Нажимной диск. 25. Коленчатый вал двигателя. 26. Упорное кольцо ведомого диска. 27. Пластина демпфера ведомого диска. 28. Кольцо ведомого диска. 29. Фрикционное кольцо. 30. Вентиляционное сопло. 31. Опорные кольца. 32. Пружинная пластина. 33. Ведомый диск. 34. Пружина демпфера. 35. Диафрагменная пружина. 36. Вал выключения сцепления. 37. Ступица ведомого диска. 38. Кожух подшипника выключения сцепления. 39. Подшипник выключения сцепления 40. Фланец подшипника. 41. Направляющая втулка. 42. Манжета уплотнительная первичного вала. 43. Первичный вал коробки передач. 44. Втулка вала выключения сцепления большая. 45. Фиксатор вала выключения сцепления 46. Пружина подшипника выключения сцепления. 47. Пружина поджимная. 48. Соединительная пластина. 49. Заклепка соединительной пластины. 50. Болт крепления кожуха сцепления к маховику. 51. Втулка вала выключения сцепления малая 52. Заклепка крепления фрикционной накладки. 53. Упорный палец. 54. Картер сцепления мод 21412. 55. Рычаг вала наружный мод 21412. |