|
|
|||||||||||||||||||||||
Для питания потребителей электроэнергии и
подзарядки аккумуляторной батареи на автомо-
биле мод. 2141-01 установлен генератор Г222,
а на автомобилях мод. 21412- 01 и 214122 -
генератор 58.3701. 063 генератора пред-
ставляют собой трехфазную синхронную элек-
трическую машину переменного тока с электро-
магнитным возбуждением и встроенным кремние-
вым выпрямителем. Вырабатываемый генератора-
ми переменный ток преобразуется выпрямитель-
ными блоками в постоянный, напряжение кото-
рого регулируется встроенными в генераторы
интегральными регуляторами напряжения. По
принципу действия оба генератора идентичны и
имеют лишь незначительные конструктивные
различия, связанные, в основном, со способом
их крепления на двигателях и несколько отли-
чаются по мощностным параметрам. Генератор
r222 расположен с правой стороны в передней
части двигателя модели 2106-70 и крепится к
блоку цилиндров при помощи кронштейна и на-
тяжной планки. Генератор 58.3701 размещен в
передней части двигателя модели 331 с левой
стороны и прикреплен к блоку цилиндров с по-
мощью двух кронштейнов и натяжной планки.
Привод генераторов осуществляется от шкива
коленчатого вала двигателя клиновым ремнем,
который служит одновременно для привода цен-
тробежного насоса системы охлаждения двига-
теля. Статер 55 генератора набран из пла-
стин, изготовленных из электротехнической
стали и соединенных в пакет. С внутренней
стороны статора в пазы, изолированные лаком
или электроизоляционным картоном, вложена
трехфазная обмотка 54. Каждая фазная обмотка
состоит из шести непрерывно намотанных кату-
шек. Концы обмоток соединены между собой
звездой и присоединены к выпрямительному
блоку. Ротор представляет собой вал 50. на
который напрессованы два полюса 44 и кон-
тактные кольца 49, а между полюсами на
стальной втулке 57 намотана обмотка 56 воз-
буждения ротора. Концы обмотки возбуждения
ротора припаяны к контактным кольцам. Ротор
вращается в двух шарикоподшипниках 51 и 59
закрытого типа, не требующих дополнительного
смазывания при эксплуатации. На задней крыш-
ке генератора с наружной стороны установлен
интегральный регулятор напряжения, собранный
в единый узел с пластмассовым щеткодержате-
лем 53. В щеткодержателе расположены две
щетки 52, поджимаемые пружинами к контактным
кольцам. Токопроводящие канатики щеток при-
паяны к токоведущим шинам щеткодержателя,
которые прижаты к выводным каналам регу-
лятора напряжения. При затяжке винтов, кре-
пящих интегральный регулятор напряжения
(ИРН) на щеткодержателе, изолированные выво-
ды "В" и "Ш" регулятора прижимаются и кон-
тактируют с соответствующими шинами щетко-
держателя. Минус регулятора, выведенный на
его металлическое основание, соединяется с
крышкой генератора (массой) через ме-
таллический кожух при затяжке крепления ИРН
и щеточного узла на крышке генератора. С
внутренней стороны к задней крышке прикреп-
лен выпрямительный блок 47, состоящий из
двух пластин, в которых установлены шесть
кремниевых диодов (по три диода разной по-
лярности в каждой пластине). Изолированная
пластина закреплена клеммным болтом с марки-
ровкой "+", а неизолированная винтами, ввер-
нутыми в тело крышки. Передняя 43 и задняя
48 крышки стянуты с расположенным между ними
стартером стяжными винтами. На валу ротора
через шпонку с помощью гайки с пружинной
шайбой укреплен шкив 60 с крыльчаткой венти-
лятора для охлаждения внутренних частей ге-
нератора. Генератор работает следующим обра-
зом. При включении зажигания ток от аккуму-
ляторной батареи проходит через интегральный
регулятор напряжения на обмотку возбуждения
ротора генератора, создавая магнитный поток.
При вращении ротора магнитный поток пере-
секает трехфазную обмотку статора, возбуждая
в ней переменное напряжение, которое преоб-
разуется в постоянное при помощи выпрями-
тельного блока генератора, в результате чего
в сеть автомобиля поступает постоянный ток.
Напряжение на выводной клемме "+ " генерато-
ра автоматически поддерживается в заданных
пределах с помощью интегрального регулятора
напряжения, изменяющего величину тока в об-
мотке возбуждения. Напряжение тока в системе
электрооборудования, создаваемое при работе
генератора, контролируется показаниями
вольтметра, входящего в состав комбинации
приборов. Необходимо иметь в виду, что при
работе исправного генератора на средних экс-
плуатационных оборотах двигателя стрелка
вольтметра должна находиться в правой части
белой зоны шкалы прибора. Полоса между белой
и красной зоной соответствует напряжению в
цепи, равному 15 В, а полоса между белой и
оранжевой зоной 12 пряжения имеют одинаковый
принцип работы и различаются лишь отдельными
конструктивными элементами и способом под-
соединения к системе электрооборудования ав-
томобиля. ое напряжение. Аккумуляторная ба-
тарея является вспомогательным источником
энергии в системе электрооборудования авто-
мобиля. Размещена батарея в моторном отсеке
автомобиля и укреплена в специальном гнезде
при помощи планки и двух стяжек. Аккумуля-
торная батарея состоит из шести элементов,
соединенных последовательно соединительными
мостиками 72. Каждый элемент состоит из пяти
положительных и шести отрицательных пластин,
собранных в блоки. Между пластинами проложе-
ны сепараторы 66 (изоляционные прокладки),
изготовленные из микропористой пластмассы
(мипласта). Все элементы батареи помещены в
эбонитовый бак-моноблок с шестью ячейками.
Ячейки бака закрыты эбонитовыми крышками 69
с резьбовыми отверстиями для заливки элеет-
ролита. В резьбовые отверстия ввернуты проб-
ки 70 с отражательными дисками, предохраняю-
щие электролит от разбрызгивания. В центре
каждой пробки имеется отверстие для выхода
газов, образующихся при разрядке батареи. По
краям крышки батареи имеются полюсные штыри
для крепления наконечников проводов.
1, 48. Крышки со стороны контактных колец. 2. Болт крепления выпрямительного блока 3, 49 Контактные кольца кольца. 4, 51. Задние шарикоподшипники. 5, 50. Валы ротора. |