Главная

АЗЛК 2141
общий вид
двигатель
охлаждение
питание
смазка
карбюратор
сцепление
КПП
пер. подвеска
зад. подвеска
стойка
рулевое
тормоза
генератор
стартер
зажигание
кузов
сиденья
фары


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Рулевое управление реечного типа. Оно со- стоит из следующих основных узлов: рулевого механизма типа шестерня-рейка, рулевой ко- лонки с карданным валом, рулевого колеса и рулевых тяг с шарнирами и поворотными рыча- гами. Рулевой механизм размещен над транс- миссией и крепится к косынкам лонжеронов ку- зова. Высокое расположение механизма и руле- вых тяг защищает от возможных механических повреждений грязезащитный гофрированный че- хол рулевого механизма и рулевые шарниры, а также предохраняет механизм и шарниры от обильного попадания грязи. Относительно большая длина рулевых тяг, благодаря их при- соединению в средней части рейки, обеспечи- вает оптимальную кинематику рулевого меха- низма и малые углы качания рулевых тяг в шарнирах. Наличие в рулевом механизме само- поджимного устройства, создающего беззазор- ное зацепление шестерни с рейкой, обеспечи- вает плавное и четкое управление автомобилем на всем рабочем диапазоне хода рейки и повы- шает надежность и долговечность работы узла. Карданное соединение рулевого вала с реечным механизмом освобождает рулевое управление от дополнительных напряжений и усталостных по- ломок, которые возникают обычно при возмож- ных перекосах мест крепления узлов рулевого управления, а упругая муфта карданного вала поглощает удары, передающиеся от управляемых колес автомобиля на рулевое колесо. При сборке всех узлов рулевогоуправления закла- дывается смазочный материал, не требующий его пополнения или замены в течение всего периода эксплуатации. Картер [упевого управ- ления состоит из трех, сваренных между собой частей: отлитого из алюминиевого сплава кор- пуса, в котором размещены шестерня 64 с под- шипниками, рейка 45 и ее регулировочные опо- ры, средней свертной трубы с продольным ок- ном для передвижения узла крепления рулевых тяг и правой свертной трубы с заглушкой 42 и буфером 43. Рейка 45 рулевого механизма из- готовлена из прутка диаметром 27 мм. На уча- стке расположения зубьев рейка имеет тре- угольный профиль с двумя плоскими гранями. В средней части рейки выполнены две наклонные цековки с в резьбовыми отверстиями для креп- ления рулевых тяг, а на правом конце рейки приклепан ограничитель 44 хода рейки. При крайних ходах рейки ограничитель упирается либо в буфер 43, либо в обрезиненный торец втулки 47, которая удерживается в трубе от смещения за счет натяга резиновой оболочки 46. Самоподжимное устройство рейки состоит из двух ме- таллокерамических опор 70 с при- клеенными к ним антифрикционными вкладышами 69, нажимной шайбы, регулировочного винта 76 с контргайкой 75, нажимной пружины 74 и раз- жимного кольца 71. которое прижимает опоры к стенке их гнезда и препятствует перекосу опор. Регулировочный винт, ввернутый в крыш- ку 73. воспринимает основное усилие, возни- кающее при работе зубчатого зацепления, а незначительные колебания межцентрового рас- стояния между шестерней и рейкой за счет различного сочетания до пусков при их изго- товлении компенсируется нажимной пружиной 74. При правильно отрегулированном механизме с помощью винта 76 момент проворота ведущей шестерни не должен превышать 3 Им при отсо- единенных рулевых тягах. Шестерня 64 со спи- ральными зубьями установлена в картере на двух подшипниках. Передний радиальный ша- риковый подшипник 67 запрессован на шейке шестерни и зафиксирован на ней самостопоря- щейся гайкой 65. Наружное кольцо подшипника с одной стороны упирается в буртик корпуса, а с другой поджимается резьбовой пробкой 66, которая фиксируется от проворачивания сто- порной шайбой 68 путем отгибки ее на специ- альный прилив корпуса. Задний роликовый под- шипник 63 специальный, выполнен со штампо- ванным наружным кольцом и пластмассовым уп- лотнителем. Ролики контактируют по зака- ленной шлифованной шейке шестерни. На заднем конце шестерни выполнены шлицы для соедине- ния с вилкой карданного вала и лыска для прохода стяжного болта 80 вилки. Средняя часть картера рулевого механизма охватыва- ется грязезащитным гофрированным чехлом 10. В средней части чехла имеются два отверстия, которые плотно входят в кольцевые проточки дистанционных втулок 49 скобы крепления ру- левых тяг; концы чехла притягиваются к трубе пластмассовыми хомутами 72. С левой стороны литой конец картера уплотняется торцовым чехлом 82, который крепится стяжным винтовым хомутом 81. Уплотнение правого конца трубы картера осуществляется буфером 43, наружный диаметр которого несколько больше внутренне- го диаметра трубы. От осевого сдвига буфер удерживается хвостовиком с буртиком, который заходит в отверстие заглушки 42. Отверстие в щите передка. через которое проходит хвосто- вик шестерни, уплотняется чехлом 62 со стяж- ным хомутом 79. Крепление левой части карте- ра рулевого механизма к кузову осуществляет- ся при помощи бобышек картера двумя болтами 16 с самостопорящимися гайками. Правый конец картера крепится с помощью штампованной ско- бы 12, опоры И и резинового кольца 13 также двумя болтами меньшей длины с самостопорящи- мися гайками. Рулевая колонка выполнена из трубы 25 с приваренным к ней кронштейном 23, который крепится к верхней части кронштейна педалей сцепления и тормоза. Внутри трубы на двух подшипниках установлен рулевой вал 31. Нижний подшипник 22 состоит из пластмассовой втулки и резиновой обоймы, которая запрессо- вана в калиброванную часть трубы. Эта обойма одновременно поглощает вибрации, передающие- ся на рулевой вал. Верхний подшипник 27 ро- левого вала шариковый. Он установлен в рас- точенный поясок трубы и фиксируется путем местного обжатия трубы в четырех местах по окружности. Внутреннее кольцо подшипника контактирует с рулевым валом через специаль- ную пластмассовую установочную втулку 26. На втулке выполнены два ряда выступов, которые охватывают внутреннее кольцо подшипника и удерживают его от осевого перемещения, а также четыре продольные прорези. При сборке втулка вставляется во внутреннее кольцо под- шипника со сжатием выступов за счет имею- щихся продольных прорезей. Затем, когда вы- ступы займут свое положение, вставляется ру- левой вал, который разожмет втулку и надежно зафиксирует выступами внутреннее кольцо под- шипника. На части внутренней поверхности втулки имеются мелкие продольные выступы, которые способствуют посадке втулки на вал без зазора путем частичного снятия этих вы- ступов. В верхней части трубы колонки выпол- нено прямоугольное отверстие под установку замка включения зажигания с противоугонным устройством. Здесь же крепится много- пози- ционный двухрычажный подрулевой электропере- ключатель, который фиксируется от возможного углового перемещения специальным выступом на трубе. Рулевой вал 31 на верхнем конце имеет конус, шлицы и резьбу для крепления рулевого колеса, а на нижнем конце шлицы для соедине- ния с вилкой карданного шарнира и кольцевую канавку для прохода стяжного болта крепления вилки. В месте расположения замка зажигания с противоугонным устройством на валу прива- рена запорная втулка 24 с прорезью под язык замка. Рулевое колесо 28 имеет штампованные спицы и приваренные к ним обод и ступицу, которые облицеваны интегральным пенополиуре- таном с декоративным тиснением. Кроме мягкой облицовки рулевого колеса, для обеспечения травмобезопасности. ступица колеса значи- тельно утоплена относительно обода и допол- нительно имеет толстостенную крышку. На обе- их спицах рулевого колеса расположены вклю- чатели звукового сигнала, а на ступице рас- положено контактное устройство звукового сигнала и устройство автоматического выклю- чения сигналов поворота. Рулевое колесо кре- пится на валу гайкой. Соединение рулевого вала с рулевым механизмом осуществляется карданным валом, который компенсирует несов- падение осей шестерни рулевого механизма и рулевого вала. Ось шестерни рулевого меха- низма смещена к середине автомобиля. Кардан- ная передача включает карданный вал 19, уп- ругую муфту 20, воспринимающую ударные на- грузки от колес, нижний карданный шарнир 18 и верхний карданный шарнир 21. Каждый кар- данный шарнир является неразборным и состоит из двух кованых стальных вилок, крестовины 54 и игольчатых подшипников 55. Игольчатые подшипники со штампованными корпусами за- прессованы в отверстия проушин вилок и удер- живаются от выпадания обжатием кромок отвер- стий в вилках. Иголки подшипников работают непосредственно по закаленным поверхностям цапф крестовины. На каждой цапфе установлены уплотнительные кольца 56, которые помимо за- щиты от проникновения грязи препятствуют осевому смещению цапф крестовин в подшипни- ках. Верхний карданный шарнир 21 отличается от нижнего 18 наличием фланцевой вилки 57 с двумя проушинами, в которые запрессованы специальные шпильки 60 для соединения с уп- ругой муфтой 20 с помощью распорных втулок 61 и самостопорящихся гаек. Упругая муфта представляет собой резиновый диск с четырьмя отверстиями, равномерно расположенными по периферии, которые перед вулканизацией по- парно армированы специальным кордовым шну- ром, и одним отверстием в центре. Для преду- преждения больших деформаций муфты при пере- даче крутящего момента установлена ограничи- тельная пластина со стороны фланцевой вилки, в которой под эту пластину профрезерован паз несколько большей ширины, чем ширина пласти- ны.

1. Поворотный рычаг
2. Шаровой шарнир рулевой тяги
3. Наружный наконечник тяги.
4. Гайка наружного нако ночника.
5. Коническая втулка.
6. Регулировочная муфта.
7. Внутренний наконечник тяги
8. Накладка.
9. Скоба крепления тяги
10. Грязезащитныи чехол
11. Опора рулевого механизма
12. Скоба опоры
13. Резиновое кольцо опоры.
14 Картер рулевого механизма
15. Болт
16. Болт
17. Перегородка щита передка кузова
18. Нижний карданный шарнир.
19. Карданный вал
20. Упругая муфта
21. Верхний карданный шарнир.
22. Нижний подшипник
23. Кронштейн рулевой колонки
24. Запорная втулка противоугонного устройства.
25. Труба рулевой колонки
26. Втулка верхнего подшипника рулевого вала
27. Верхний подшипник рулевого вала
28. Рулевое колесо
29. Гайка
30. Каркас рулевого колеса
31. Рулевой вал.
32. Шайба
33. Нажимной вкладыш шарнира
34. Пружина
35. Заглушка
36. Стопорное кольцо
37. Уплотнигельное кольцо
38. Верхний и нижний вкладыши
40. Шаровой палец
41. Болт
42. Заглушка
43. Буфер
44. Ограничитель хода рейки
45. Репка
46. Оболочка опоры
47. Ограничитель хода рейки
45. Рейка
46. Оболочка опоры
47. Втулка опоры рейки
48. Болт крепления тяги к рейке
49. Дистанционная втулка
50. Втулка сайлент-блока
51. Резиновая втулка сайлент-блока
52. Вилка карданного шарнира
53. Подшипник крестовины
54. Крестовина
55. Игольчатый подшипник
56. Уплотнительное кольцо подшипника
57. Фланцевая вилка верхнего карданного шарнира
58. Штифт
59. Втулка
60. Шпилька
61. Распорная втулка
63. Задний подшипник.