Главная

АЗЛК 2141
общий вид
двигатель
охлаждение
питание
смазка
карбюратор
сцепление
КПП
пер. подвеска
зад. подвеска
стойка
рулевое
тормоза
генератор
стартер
зажигание
кузов
сиденья
фары


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Двигатель четырехцилиндровый, четырехтакт- ный, карбюраторный, с расположением цилинд- ров в вертикальной плоскости. Камера сгора- ния - клиновидная с рядным расположением клапанов. Распределительный вал установлен в головке цилиндров и приводится во вращение двухрядной роликовой Цепью. Привод распреде- лителя зажигания, масляного насоса и топлив- ного насоса осуществляется от промежуточного валика, установленного в блоке цилиндров. Двигатель 2106-70 является модификацией дви- гателя 2106. Некоторые измененные детали и узлы изготавливаются на автозаводе АЗЛК. От- личия двигателя от базовой модели 2106 за- ключаются, в основном, в изменениях конст- рукции отдельных деталей, узлов и систем, которые необходимы для установки двигателя на автомобиль мод. 2141-01. Основные конст- руктивные изменения затронули масляный кар- тер, масляный насос с редукционным клапаном и маслоприемником, карбюратор, маслоотдели- тель системы вентиляции картера и датчик температуры охлаждающей жидкости. Основными базовыми деталями двигателя являются блок цилиндров и головка цилиндров, к которым крепятся детали, узлы и вспомогательные аг- регаты, обеспечивающие его работу. В перед- ней части двигателя расположены цепной при- вод распределительного вала и вала привода распределителя зажигания, масляного и топ- ливного насосов, а также ременный привод центробежного насоса системы охлаждения и генератора. С правой стороны двигателя рас- положены генератор 26, карбюратор 32 с впу- скной трубой 31, выпускной коллектор 30, центробежный насос 27, термостат 28, пат- рубки и шланги системы охлаждения двигателя и отопления кузова и стартер. С левой сторо- ны двигателя установлены распределитель за- жигания 33, свечи 36, топливный насос 41, полнопоточный фильтр 42 очистки масла, ука- затель уровня масла 38 и система вентиляции картера. К заднему торцу блока цилиндров крепится картер сцепления. Подваска силового агрегата на автомобилях мод. 2141-01, 21412- 01 и 214122 Силовой агрегат (двигатель с ко- робкой передач, сцеплением и главной переда- чей) установлен на трех эластичных опорах. Двух передних, расположенных ближе к центру тяжести силового агрегата, и одной задней, которая крепится к крышке картера коробки передач. При таком расположении опор две пе- редние воспринимают основную массу силового агрегата и крутящий момент от трансмиссии, а задняя - нагрузки, возникающие при тро- га- нии автомобиля с места, разгоне и торможении и, частично, массу силового агрегата. Кроме этого, эластичные опоры поглощают вибрации, возникающие при работе двигателя, и не пере- дают их на кузов, снижая шум в салоне авто- мобиля. Они также воспринимают усилия, воз- никающие при движении по неровностям дороги, и не передают их на силовой агрегат. Перед- ние опоры (левая и правая) крепятся к соот- ветствующим приливам на блоке цилиндров и опираются на резиновые подушки 23 с привул- канизированными к ним пластинами. Подушки через штампованные переходники 24 крепятся болтами к передней поперечине 22, которая опирается на лонжероны кузова. К правому кронштейну передней опоры крепится щиток 25, предохраняющий резиновую опору от теплоизлу- чения приемной трубы глушителя. Задняя под- веска силового агрегата состоит из сварного штампованного кронштейна 2, который прикреп- лен к крышке коробки передач четырьмя шпиль- ками и упругого элемента подушки задней опо- ры 5 с привулканизиро- ванными к ней пласти- нами, стянутыми болтами 3 через распорные втулки. Подушка крепится к кронштейну 2 дву- мя болтами 7 с помощью втулок 1 и нижнего ограничителя 6. Блок цилиндров 51 представ- ляет собой единую отливку из специального высокопрочного чугуна, образующую цилиндры, рубашку охлашения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого вала, выполненных в виде перегородок картера, усиленных ребрами жесткости. На блоке цилиндров имеются специ- альные приливы, фланцы, отверстия для крап- ления деталей, узлов и агрегатов, а также выполнены каналы главной масляной ма- гистрали. Цилиндры блока по диаметру разде- ляются на пять размерных групп А, В, С, D и Е через 0,01 мм: Буквенная маркировка группы цилиндра выбивается на нижней плоскости бло- ка против каждого цилиндра. Для обеспечения требуемого зазора между поршнем и цилиндром (0,06... 0,08 мм) на новом двигателе, сопря- гаемые с цилиндром поршни должны иметь оди- наковую буквенную маркировку. Коренные под- шипники коленчатого вала окончательно обра- батываются в сборе с крышками подшипников для получения высокой соосности и точности диаметров отверстий. Поэтому крышки подшип- ников невзаимозаменяемы и для их отличия имеют цифровую маркировку. Головка цилиндров 49 представляет собою единую отливку из алю- миниевого сплава, образующую камеры сгорания клинового типа с впускными и выпускными ка- налами, рубашку охлаждения, бобышки, фланцы и резьбовые отверстия для крепления корпуса подшипников распределительного вала, деталей газораспределительного механизма, впускной трубы с карбюратором и выпускного коллекто- ра, деталей системы охлаждения, крышки го- ловки, свечей зажигания и датчика температу- ры охлаждающей жидкости. В головку цилиндров запрессованы направляющие втулки клапанов и седла впускных и выпускных клапанов. Между головкой и блоком цилиндров устанавливается прокладка 50 из асбеста, армированного ме- таллическим каркасом, и пропитанная графи- том. Кромки отверстий в прокладке под цилин- дры окантованы мягкой сталью, а отверстие под канал подачи масла - медной лентой. Го- ловка фиксируется на блоке цилиндров двумя установочными втулками и крепится одиннадца- тью болтами 84. Кривошипный механизм. Меха- низм включает поршни 35. поршневые кольца 36 и 37. поршневые пальцы 74, шатуны 70, колен- чатый вал 71. вкладыши коренных 4 и шатунных 73 подшипников. Поршень отливается из высо- копрочного алюминиевого сплава. Юбка поршня имеет сложную геометрическую форму: по высо- те коническую с большим основанием внизу юб- ки, а в поперечном сечении - овальную с большей осью, расположенной перпендикулярно оси поршневого пальца. Наружная поверхность поршня покрывается оловом. Ось отверстий под поршневой палец смещена от оси симметрии поршня на 2 мм в правую сторону двигателя. Поршневой палец устанавливается в поршень с зазором 0,008... 0,016 мм. Такой высокоточ- ный зазор обеспечивается путем разделения поршней по диаметру отверстий под палец и пальцев по наружному диаметру на три группы. На цилиндрической поверхности головки поршня выполнены три кольцевые канавки для установ- ки поршневых колец. В запасные части постав- ляются поршни трех размерных групп: А, С и Е. Кроме поршней нормального размера в за- пасные части выпускаются поршни, увеличенные по наружному диаметру на 0,4; 0,7 и 1,0 мм. Поршневые кольца предназначены для уплотне- ния поршня в цилиндре, отвода тепла от порш- ня к стенкам цилиндра и для съема излишков масла со стенок цилиндра. На каждом поршне устанавливаются три поршневых кольца: два компрессионных 36 и одно маслосъемное 37. Кольца изготавливаются методом индивидуаль- ной отливки из легированного чугуна. В сво- бодном состоянии они имеют специальную не- круглую форму. Поэтому кольцо, установленное в цилиндр, оказывает неодинаковое давление по периметру на стенку цилиндра (большее у замка). Этим достигается более длительное сохранение упругости кольца в процессе экс- плуатации. Верхнее компрессионное кольцо ра- ботает в условиях высоких температур, агрес- сивного воздействия продуктов сгорания рабо- чей смеси и обедненной смазки. Для обес- печения его надежности и долговечности, на- ружная цилиндрическая поверхность покрывает- ся хромом. Второе компрессионное кольцо на наружной поверхности (в нижней ее части) имеет проточку, которая способствует лучшей приработке кольца к цилиндру и снятию со стенки цилиндра излишков масла. Поверхность кольца фосфа- тируется. Маслосъемное кольцо 37 имеет проточку в средней части, в которой выполнены прорези для отвода масла, снимае- мого кольцом с цилиндра. Внутри кольца уста- новлена разжимная витая пружина, улучшающая прижатие кольца к стенке цилиндра. В запас- ные части выпускаются кольца номинальногс размера и увеличенные по диаметру на 0,4; 0,7 и 1.0 мм. 1 Поршневой палец 74 стальной, пустотелый. Для повы- [ щенна твердости и износостойкости, его наружная по- 1 верх- ность цементируется и закаливается токами высокой 1 частоты. В верхнюю головку шатуна палец запрессовыва- 1 ется, а в бобышках поршня вращается свободно. 1 Шатун 70 сталь- ной, кованый. Отверстие под вкладыши шатун- ного подшипника в нижней головке шатуна об- рабатывается совместно с крышкой 69. В ниж- ней головке шатуна выполнено отверстие г, через которое разбрызгива- нием масла смазы- вается стенка цилиндра. Вкладыши 73 шатунно- го подшипника сталеалюминевые взаимозаме- няемые. Коленчатый вал 74 является одной из основных силовых деталей двигателя. К нему предъявляются высокие требования в части его прочности, жесткости, надежности и точности изготовления. Коленчатый вал отливается из высокопрочного чугуна. Имеет пять коренных шеек и четыре противовеса; на переднем конце вала устанавливаются звездочка 6 цепи приво- да механизма газораспределения и шкив 8 при- вода центробежного насоса и генератора: на заднем конце вала имеется фланец для крепле- ния маховика 53 и гнездо для подшипника пер- вичного вала коробки передач. Коренные и ша- тунные шейки вала закаливаются токами высо- кой частоты на глубину 2...3 мм. В теле вала просверлены каналы для подвода смазки к ша- тунным подшипникам. Осевое перемещение вала ограничивается двумя упорными полукольцами, которые устанавливаются по обе стороны зад- него коренного подшипника. Концы вала уплот- няются самоподжимными резиновыми манжетами. Вкладыши 4 коренных подшипников тонкостенные сталеалюминевые. Вкладыши 1, 2, 4 и 5-го ко- ренных подшипников взаимозаменяемые, а вкла- дыши З-го коренного подшипника отличаются большей шириной и не имеют канавки на внут- ренней поверхности. Для ремонтных целей вы- пускаются вкладыши подшипников увеличенной толщины на 0,25; 0.5; 0,75 и 1.00 мм. Меха- низм газораспределения управляет процессом наполнения цилиндров двигателя горючей сме- сью и выпуска отработавших газов. Моменты открытия и закрытия клапанов характеризуются диаграммой фаз газораспределения (рис. 9). К механизму газораспределения относятся: рас- пределительный вал 32, корпус подшипников 39 распределительного вала, привод распредели- тельного вала, впускные 18 и выпускные 16 клапаны с пружинами 29 и 30 и деталями их крепления, рычаги привода клапанов 40 с пру- жинами 41. регулировочные болты 42 с деталя- ми их крепления. Распределительный вал чу- гунный литой имеет пять опор и восемь кулач- ков; обеспечивает своевременное открытие и закрытие клапанов. Для повышения износостой- кости рабочие поверхности кулачков азотиру- ются. Вал установлен в корпусе подшипников, который крепится к головке цилиндров десятью шпильками 38. От осевых перемещений распре- делительный вал удерживается в корпусе упор- ным фланцем 20, который входит в проточку на передней шейке вала и крепится к корпусу подшипников двумя шпильками На переднем кон- це вала установлена ведомая звездочка 28 привода, которая фиксируется в угловом поло- жении установочным штифтом 25 и крепится к валу болтом 24 со стопорной шайбой 21. При- вод распределительного вала осуществляется двухрядной роликовой цепью 9 (имеющей 116 звеньев) от ведущей звездочки 6, установлен- ной на коленчатом валу. Этой же цепью приво- дится звездочка вала 94 привода масляного насоса, распределителя зажигания и топлив- ного насоса. Натяжение цепи осуществляется пружинным натяжителем через башмак 12 с на- кладкой. Для снижения вибрации цепи при ра- боте на участке между звездочками распреде- лительного вала и вала привода вспомогатель- ных агрегатов установлен успокоитель цепи. Чтобы обеспечить согласование моментов от- крытия клапанов с положением поршней в ци- линдрах на звездочках распределительного и коленчатого валов имеются специальные уста- новочные метки, которые при установке при- вода должны совпадать с соответствующими метками на блоке цилиндров и крышке подшип- ников распределительного вала. Впускной и выпускной клапаны отличаются размерами таре- лок и изготовляются из сталей разных марок. Выпускной клапан работает в более тяжелых условиях (высоких температурах и агрессивной среде отработавших газов), поэтому он выпол- нен сварным из двух частей: стержень - из хромоникельмолибденовой стали, тарелка - из хромоникельмарганцовистой стали с наплавкой рабочей фаски специальным жаростойким спла- вом. Впускной клапан изготовляется из хромо- никельмолибденовой стали. Стержни обоих кла- панов азотируются, а торцы стержней закали- ваются токами высокой частоты. Клапаны рабо- тают в направляющих втулках 75 и удер- живаются двумя цилиндрическими пружинами, зажатыми между опорными шайбами и тарелками 33, которые запираются на стержне двумя су- харями 34. Тарелки клапанов опираются на фаски седел 15 и 17 клапанов. Седла запрес- совываются в головку цилиндров. Окончатель- ная механическая обработка отверстий в на- правляющих втулках клапанов и фасок седел клапанов производится после их запрессовки в головку цилиндров. Этим обеспечивается тре- буемая соосность, необходимая для нормальной работы клапанов. На направляющие втулки кла- панов надеваются маслоотражательные колпачки 78 с пружинами. Клапаны открываются под дей- ствием кулачков распределительного вала че- рез стальные рычаги 40, которые одним плечом опираются на сферические головки регулиро- вочных болтов 42, а другим на торцы стержней клапанов. Регулировочные болты ввертываются во втулки 44 и стопорятся гайками 43. Для обеспечения герметичности клапанов как на холодном двигателе, так и на прогретом необ- ходим тепловой зазор между кулачками распре- делительного вала и рычагами величиной 0,15 мм. Зазор устанавливается только на холодном двигателе.

1. Ремень привода насоса охлаждающей жидкости и генератора.
2. Крышка привода распределительного вала.
3. Манжета.
4. Вкладыш коренного подшипника.
5. Шпонка.
6. Звездочка коленчатого вала.
7. Храповик.
8. Шкив.
9. Цепь привода распределительного вала.
10. Шкив привода генератора.
11. Прокладка крышки привода.
12. Башмак натяжителя цепи.
13. Шкив насоса.
14. Крышка насоса охлаждающей жидкости.
15. Седло выпускного клапана.
16. Клапан выпускной.
17. Седло впускного клапана.
18. Клапан впускной.
19. Прокладка крышки головки цилиндров.
20. Фланец упорный.
21. Шайба стопорная.
22. Шайба.
23. Патрубок рубашки охлаждения выпускной.
24. Болт.
25. Штифт установочный.
26. Трубка вакуумного корректора.
27. Шланг топливный.
28. Звездочка распределительного вала.
29. Пружина клапана наружная.
30. Пружина клапана внутренняя.
31. Гайка крепления корпуса подшипников распределительного вала.
32. Распределительный вал.
33. Тарелка пружины.
34. Сухарь клапана.
35. Поршень.
36. Кольцо поршневое компрессионное.
37 Кольцо поршневое маслосъемное.
38. Шпилька крепления корпуса подшипников распределительного вала.
39. Корпус подшипников распределительного вала.
40. Рычаг клапана.
41. Пружина рычага.
42. Болт регулировочный.
43. Гайка регулировочного болта.
44. Втулка регулировочного болта.
45. Пластина стопорная.
46. Крышка головки цилиндров.
47. Датчик температуры охлаждающей жидкости.
48. Свеча зажигания.
49. Головка цилиндров.
50. Прокладка головки цилиндров.
51. Блок цилиндров.
52. Заглушка рубашки блока цилиндров.
53. Маховик.
54. Датчик недостаточного давления масла.
55. Держатель манжеты.
56. Масляный картер.
57. Пробка сливного отверстия.
58, 62. Перегородки масляного картера.
59. Маслоприемник.
60. Трубка маслоприемника.
61. Прокладка масляного картера.
63. Крышка третьего коренного подшипника.
64. Болт крепления крышки подшипника.
65. Кронштейн крепления маслоприемника.
66. Гайка шатуна.
67. Болт шатуна.
68. Вкладыш коренного подшипника.
69. Крышка шатуна.
70. Шатун.
71. Коленчатый вал.
72. Крышка коренного подшипника.
73. Вкладыш шатунного подшипника.
74. Поршневой палец.
75. Втулка клапана направляющая.
76 Кольцо стопорное.
77. Шайба пружины опорная.
78. Колпачок маслоотражательный.
79. Шпилька
80. Труба отводная.
81. Коллектор выпускной.
82 Труба впускная.
83. Шайба.
84. Болт крепления головки цилиндров.
85. Гайка.
86. Шайба.
87. Карбюратор.
88. Крышка заливной горловины.
89. Распределитель зажигания.
90. Гайка.
91. Пластина крепления распределителя зажигания.
92. Шпилька.
93 Вал распределителя зажигания.
94. Вал привода распределителя зажигания, масляного и топливного насосов.
95. Зубчатое колесо привода распределителя зажигания и масляного насоса.
96. Топливный насос.
97. Проставка теплоизоляционная.
98. Толкатель привода топливного насоса.
99. Рычаг ручной подкачки топлива.
100. Втулка.
101. Валик масляного насоса.
102. Фильтр масляный.
103. Штуцер крепления фильтра.
104. Корпус масляного насоса.
105. Ведущее зубчатое колесо.
106. Ведомое зубчатое колесо.
107. Ось ведомого зубчатого колеса.
108. Крышка корпуса масляного насоса а, б, в, д, е, ж - масляные каналы:
r - отверстие для разбрызгивания масла.