Главная

АЗЛК 2141
общий вид
двигатель
охлаждение
питание
смазка
карбюратор
сцепление
КПП
пер. подвеска
зад. подвеска
стойка
рулевое
тормоза
генератор
стартер
зажигание
кузов
сиденья
фары


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Смазочная система двигателя предназначена для снижения трения в различных узлах и ме- ханизмах двигателя, уменьшения износов тру- щихся деталей, охлаждения деталей и выноса продуктов износа с их трущихся поверхностей. Кроме того, она предохраняет детали от кор- розии, уплотняет зазоры, где это необходимо, и снижает общую шумность работы двигателя. Для смазывания двигателей применяются масла минерального происхождения. Наиболее важными свойствами масел, применяемых для двигате- лей, являются маслянистость, вязкость, чис- тота (отсутствие механических примесей и ки- слот). Маслянистость определяет способность масла надежно обволакивать трущиеся детали хорошо удерживающейся масляной пленкой, улучшающей условия работы деталей. Вязкость определяет густоту масла и его текучесть при определенной температуре и способность про- никать в зазоры трущихся деталей. Для повы- шения качества масел и ним добавляют специ- альные присадки, содержащие различные веще- ства, которые повышают смазывающую способ- ность масла маслянистость, делают более ста- бильной его вязкость при колебаниях темпера- туры, понижают температуру застывания и уменьшают окисление масла. Присадки способ- ствуют также вымыванию смолистых отложений, которые образуются в результате воздействия на масло высокой температуры и его окисле- ния. В зависимости от времени года и клима- тических условий для смазывания двигателя следует применять масла различной вязкости. Зимой вязкость масла должна быть меньше, так как масло с большей вязкостью при низкой температуре густеет и в холодном двигателе плохо проникает в зазоры трущихся пар, а также затрудняет заливку масла и пуск холод- ного двигателя. Летом вязкость масла должна быть больше, так как масло с малой вязкостью при повышенной температуре становится еще более жидким и легко выдавливается из зазо- ров и стекает с деталей, не обеспечивая нор- мального смазывания трущихся деталей двига- теля. Смазочная система комбинированная, при которой наиболее нагруженные детали смазыва- ются под давлением, а остальные - или на- правленным разбрызгиванием. или разбрызгива- нием масла, вытекающего из зазоров между со- прягаемыми деталями. Под давлением смазыва- ются коренные и шатунные подшипники коленча- того вала, опоры и кулачки распределительно- го вала, подшипники вала привода вспомо- гательных агрегатов и втулка зубчатого коле- са привода масляного насоса и распределителя зажигания. Разбрызгиванием смазываются стен- ки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода распределительного вала, устройство для натяжения цепи, опоры рычагов привода клапанов в направляющих втулках. Минимальное давление масла при частоте вращения ко- ленчатого *вала 850... 900 мин-* составляет не менее 50 кПа. (0,5 кгс/см''). а при час- тоте вращения 5600 мин-' - 350... 450 кПа (3,5... 4,5 кгс/см''). Заправочный объем смазочной системы составляет 4,2 л. Смазоч- ная система включает масляный картер 1. ука- затель уровня масла 3, масляный насос 7. маслоприемник с фильтрующей сеткой 36. пол- нопоточный масляный фильтр 4, редукционный клапан 41, датчик 13 контрольной лампы 18 недостаточного давления масла в системе и каналы подвода масла. Циркуляция масла в смазочной системе обеспечивается масляным насосом, который приводится в действие от валика 9 привода вспомогательных агрегатов парой зубчатых колес со спиральными зубьями. Масло засасывается через сетку маслоприемни- ка и подается по каналу б в блоке цилиндров в полнопоточный фильтр 4. Отфильтрованное масло по каналам в и ж попадает в главную магистраль п, расположенную вдоль блока ци- линдра с левой стороны. Далее по пяти кана- лам р, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. В каждом вкладыше 1, 2. 4 и 5-го коренных подшипников имеется по два отверстия, через которые масло проникает в кольцевые канавки на внутренней поверхности вкладышей. Из этих канавок часть масла рас- ходуется на смазывание и охлаждение подшип- ников, а другая часть по каналам а, просвер- ленным через шейки и щеки коленчатого вала, идет к шатунным подшипникам. Выходя из ша- тунных подшипников через зазоры, масло раз- брызгивается на цилиндры и поршни и дополни- тельно через специальные отверстия в нижних головках шатунов струя масла направленно разбрызгивается на зеркало цилиндра при сов- падении этих отверстий с каналами в шатунных шейках. Средний (третий) коренной подшипник смазывается через два отверстия во вклады- шах, которые не имеют кольцевых канавок. Пе- редняя втулка валика 9 привода вспомогатель- ных агрегатов смазывается под давлением че- рез канал б, который сообщается с главной магистралью, а задняя втулка - через канал в валике 9 привода. К центральной опоре рас- пределительного вала масло подводится по ка- налу о в блоке цилиндров, каналу н в головке цилиндров и каналу в корпусе подшипников. Через центральную опору распределительного вала по кольцевой проточке к в опорной шейке масло попадает в канал и, просверленный внутри распределительного вала. Этот канал сообщается через отверстия л и м с остальны- ми опорами и кулачками вала, смазывая рабо- чие поверхности кулачков, рычагов и опор. К втулке зубчатого колеса привода масляного насоса масло подводится по отдельному каналу г, соединенному с полостью перед масляным фильтром. Остальные узлы и механизмы двига- теля смазываются разбрызгиванием. Цепь га- зораспределительного механизма смазывается маслом, выходящим из передней опоры распре- делительного вала и передней опоры вала при- вода вспомогательных агрегатов. Масло, соби- рающееся под крышкой головки цилиндров, сте- кает в картер через специальные полости в головке и блоке цилиндров. Для обеспечения необходимого давления масла в системе на всех режимах работы двигателя и с учетом из- носа деталей масляный насос рассчитан на не- сколько большую производительность. Чтобы давление масла не повышалось сверх допусти- мого, в смазочной системе установлен редук- ционный клапан 41, расположенный в корпусе масляного насоса. Масляный насос 7 с двумя рабочими зубчатыми колесами расположен внут- ри картера двигателя и крепится к блоку ци- линдров двумя болтами. Ведущее зубчатое ко- лесо насоса 16 напрессовано на валик 31, на другом конце которого выполнены шлицы для соединения с шестерней привода насоса. Ведо- мое зубчатое колесо 15 свободно вращается на оси 37. запрессованной в корпус насоса. Кор- пус закрывается крышкой 38, которая крепится четырьмя болтами. Маслоприемник состоит из штампованного колпака 36 с сеткой, соединен- ного с трубкой 34. на конце которой приварен фланец 33 для крепления маслоприемника к корпусу насоса. Дополнительно с помощью кронштейна 35 маслоприемник крепится к крыш- ке коренного подшипника. Редукционный клапан 41 плунжерного типа расположен в специальном приливе на корпусе насоса. Требуемое давле- ние в системе обеспечивается пружиной клапа- на; при повышении давления масло перепуска- ется через клапан в полость всасывания (см. схему). Масляный фильтр 4 неразборной конст- рукции крепится к блоку цилиндров с помощью резьбового штуцера 40 и соединяется каналами б и в с масляным насосом и главной масляной магистралью. По плоскости прилегания с бло- ком цилиндров корпус фильтра уплотняется ре- зиновой прокладкой 39. В корпусе фильтра ус- тановлен бумажный фильтрующий элемент 5, пе- репускной и противодренажный б клапаны. В случае загрязнения фильтрующего элемента пе- репускной клапан отводит масло непосредст- венно в масляную магистраль. Противодренаж- ный клапан 6, выполненный в виде резиновой манжеты, свободно пропускает масло внутрь фильтра. но препятствует вытеканию масла из фильтра при остановке двигателя. Заправка двигателя маслом производится через горлови- ну 11, расположенную на крышке головки ци- линдров и закрываемую герметичной пробкой. Уровень масла в картере контролируется ука- зателем 3 по меткам MIN и МАХ. Давление мас- ла контролируется сигнальной лампой 18, ус- тановленной на комбинации приборов. Датчик 13 лампы установлен на блоке цилиндров с ле- вой стороны. При падении давления ниже до- пустимого загорается контрольная лампа крас- ного цвета. Вентиляция картера двигателя. При работе двигателя некоторое количество отработавших газов проникает в полость кар- тера, а при пуске двигателя при богатой ра- бочей смеси проникают и жидкие фракции топ- лива. Они отрицательно сказываются на смазы- вающих свойствах масла и ускоряют износ де- талей. Вентиляция картера способствует уст- ранению этих отрицательных явлений. Система вентиляции не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому одновременно с отсосом газов и паров бензина в картере образуется разрежение на всех режимах работы двигателя. Этим улучшается надежность различных уплот- нений двигателя и уменьшается выброс в атмо- сферу токсичных веществ. В систему вентиля- ции входит маслоотделитель, золотниковое устройство в карбюраторе, патрубки и шланги. Под действием разрежения во впускной трубе картерные газы засасываются в маслоотдели- тель, состоящий из корпуса 27, маслоотдели- теля 28, крышки 26 и сливной трубки 29. Че- рез сливную трубку маслоотделителя масло возвращается в картер, а картерные газы по шлангу 24 подводятся к патрубку подводного фланца 22 карбюратора. Далее, в зависимости от режима работы двигателя, картерные газы отводятся двумя путями. При малой частоте вращения дроссельные заслонки закрыты и раз- режение на входе в карбюратор малое, газы отводятся по шлангу 21 через калиброванное отверстие с золотникового устройства в за- дроссельное пространство карбюратора. На средних и больших частотах вращения коленча- того вала открывается дополнительное от- верстие золотникового устройства и газы от- водятся как через золотниковое устройство, так и непосредственно через воздушные каналы карбюратора. В случае возможных обратных вспышек смеси в карбюратор, чтобы исключить проникновение пламени в картер, в шланге 24 установлен пламегаситель 23 (проволока в ви- де спирали).

1. Масляный картер.
2. Коленчатый вал.
3. Указатель уровня масла.
4. Масляный фильтр.
5. Фильтрующий элемент.
6. Противодренажный клапан.
7. Масляный насос.
8 Переднее уплотнение коленчатого вала.
9. Валик привода масляного насоса и распределителя зажигания.
10. Звездочка привода распределительного вала.
11. Маслозаливная горловина.
12. Корпус подшипников распределительного вала.
13. Датчик контрольной лампы давления масла.
14. Шатун.
15. Ведомое зубчатое колесо.
16. Ведущее зубчатое колесо
17. Выключатель (замок) зажигания
18. Контрольная лампа недостаточного давления масла.
19. Дроссельная заслонка карбюратора
20. Золотник
21. Шланг
22. Подводящий фланец карбюратора
23. Пламегаситель
24. Шланг
25. Гайка
26. Крышка маслоотделителя.
27. Корпус маслоотделителя в блоке цилиндров.
28. Маслоотделитель.
29. Сливная трубка маслоотделителя.
30. Впускная труба.
31. Валик насоса.
32. Корпус масляного насоса.
33. Фланец трубки маслоприемника.
34. Трубка маслоприемника.
35. Кронштейн крепления маслоприемника.
36. Колпак маслоприемника с фильтрующей сеткой.
37. Ось ведомого зубчатого колеса масляного насоса.
38. Крышка насоса.
39. Прокладка.
40. Штуцер крепления масляного фильтра.
>