Техническое описание и устройство отечественных автомобилей.
Газ 2410
общий вид
двигатель
его устройство
смазка двигателя
приборы смазки
охлаждение
возд.фильтр
питание, выхлоп
карбюратор
сцепление
его привод
КПП
задний мост
подвеска перед.
рулевое
тормоза
зажигание
стартер
регулятор напр.
генератор
приборы
фары
Рекомендуем
Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Пуск двигателя осуществляется электрическим стартером, который установлен с левой сторо- ны двигателя. Включается стартер поворотом ключа выключения зажигания в положение "Запуск". Стартер представляет собой четы- рехполюсной электродвигатель постоянного то- ка со смешанным возбуждением. Питание стар- тера осуществляется от аккумуляторной бата- реи бет-БОЭМ. Стартер работает на принципе взаимодействия магнитного поля обмоток воз- буждения и магнитного поля проводников, рас- положенных в якоре. В результате взаимодей- ствия магнитных полей якорь поворачивается. Для создания вращения якоря необходимо пере- ключать электрический ток проводников якоря в определенной последовательности. Эту функ- цию выполняют коллектор и щетки. Коллектор установлен на валу якоря и к нему подключены все проводники, расположенные в пазах якоря. В корпусе 54 стартера установлены четыре по- люса 34 с обмотками 55 возбуждения. Якорь 38 стартера представляет собой пакет, набранный из листовой электротехнической стали. Вал якоря вращается в трех подшипниках скольже- ния, которые установлены в крышках 14 и 49 и промежуточной опоре 44. На крышке 14 уста- новлены также щетки 27 в щеткодержателях 38. Щетки 27 прижимаются к коллектору пружинами 29. На валу 51 якоря установлен привод, ко- торый состоит из шестерни 40, муфты свобод- ного хода, направляющей втулки 35, буферной пружины 33, предбуферной пружины 31, двух полумуфт включения 32 и стопорных колец. Шестерня 40 служит для зацепления с зубчатым венцом маховика двигателя. Роликовая муфта 52 свободного хода служит для предохранения якоря от повышенных оборотов после запуска двигателя. Направляющая втулка 35 соединяет- ся с валом 51 через винтовые шлицы. Буферная пружина 33 обеспечивает ввод шестерни в за- цепление с зубчатым венцом маховика в том случае, если зуб шестерни упрется в зуб зуб- чатого обода маховика. Предбуферная пружина 31 обеспечивает выключение электрической части стартера в случае, если двигатель не запускается. При включении стартера привод вводится в зацепление с венцом маховика, и крутящий момент от вала якоря передается че- рез шлицы на втулку 35 наружной обоймы 37. Поворачиваясь по часовой стрелке, обойма 37 оказывается заклиненной роликами 36 с ци- линдрической частью шестерни 40, так как ро- лики под действием плунжеров 41 и пружин 42 находятся в узкой части фасонных пазов на- ружной обоймы. Вместе с наружной обоймой 37 начинает вращаться шестерня привода и венец маховика. После запуска двигателя маховик с венцом начинает вращаться быстрее, а вместе с ним и шестерня 40 стартера. Ролики ув- лекаются цилиндрической частью шестерни 40 в более широкую часть фасонных пазов наружной обоймы и расклинивают наружную обойму. В ре- зультате этого крутящий момент от работающе- го двигателя не передается якорю стартера. Ввод привода в зацепление с венцом маховика двигателя и включение электрической части стартера осуществляется электромагнитным тя- говым реле. Тяговое реле через фланец 50 за- креплено на крышке со стороны привода. При включении тягового реле его втягивающая 1 и удерживающая 2 обмотки создают магнитное по- ле, которое втягивает сердечник 8. Сердечник 8 имеет шток, которым он связан с рычагом привода 53. При перемещении сердечника 8 под воздействием магнитного поля рычаг 53 вводит привод в зацепление с венцом маховика, а контактный диск 10 включает электрическую часть стартера. Как только включился стар- тер, втягивающая обмотка тягового реле от- ключается контактным диском 10. После запус- ка двигателя привод стартера выводится из зацепления с маховиком под действием воз- вратной пружины 56. Включение и отключение тягового реле осуществляется дополнительным реле 6. Дополнительное реле установлено на левой боковине кузова. Реле состоит из об- мотки 20 с сердечником, ярма 21, якоря 18, контактов 19, возвратной пружины 16, изоля- ционной панели с клеммами 23 и крышки 17. При повороте ключа (в выключателе зажигания) в положение "запуск" питание поступает в об- мотку 20, якорь 18 притягивается и контакты соединяются, при этом питание поступает в тяговое реле стартера. Правила пользования стартером. 1. Включать стартер более чем на 5 с не рекомендуется, так как это может при- вести к перегреву стартера и повреждению ак- кумуляторной батареи. 2. Повторное включение стартера следует делать через 10-15 с. 3. Как только двигатель запустился, необходимо немедленно отпустить ключ выключателя зажи- гания, так как муфта свободного хода привода стартера не рассчитана на длительную работу. 4. Включать стартер при работающем двигателе запрещается. 5. При температуре окружающего воздуха ниже минус IO'C рекомендуется перед запуском стартера произвести прогрев двига- теля. 6. Не рекомендуется трогать с места автомобиль путем прокручиваний трансмиссии через двигатель стартером. После трех- четырех неудавшихся попыток запустить двига- тель нужно проверить систему питания и зажи- гания. Уход за стартером. Через каждые 6000- 6500 км пробега необходимо проверить надеж- ность крепления стартера. Через каждые 24000-25000 км пробега необходимо проверить надежность крепления стартера к двигателю, а также очистить стартер и тяговое реле от грязи. .По мере надобности снять стартер с двигателя для осмотра и регулировки: 1. Про- верить состояние рабочей поверхности коллек- тора. Она должна быть гладкой, без следов подгара. В случае загрязнения коллектор нуж- но протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Коллектор, имеющий следы подгара, следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой. При сильном подгаре или неравномерном износе коллектор следует проточить на токарном станке и отшлифовать шкуркой. 2. Проверить состояние щеток. Они должны свободно (без заеданий) перемещаться в щеткодержателях. Если высота щеток меньше 6 мм, их следует заменить новыми. Давление щеточных пружин на щетки должно быть в пределах 1000-1400 г. Усилие необходимо измерять динамометром вдоль оси щетки. Если щеткодержатели загряз- нены, их следует протереть тряпкой, смочен- ной в бензине. После прочистки щеток и кол- лектора стартер необходимо продуть сжатым воздухом. 3. Проверить регулировку стартера. Для этого необходимо осмотреть контакты включателя и, при необходимости, зачистить их. Проверить положение шестерни в выключен- ном положении (она должна находиться не да- лее 34 мм от фланца крепления). Проверить полный вылет шестерни при включенном тяговом реле. Для этого к корпусу стартера подсоеди- нить минус аккумуляторной батареи, а плюс батареи соединить с клеммой тягового реле. Расстояние между торцом шестерни и упором должно быть 4±1 мм. Если расстояние не соот- ветствует указанному, то его необходимо от- регулировать поворотом эксцентриковой оси 47 рычага.

1. Втягивающая обмотка тягового реле.
2. Удерживающая обмотка тягового реле.
3. Стартер.
4. Аккумуляторная батарея.
5. Амперметр.
6. Дополнительное реле стартера.
7. бключатель зажигания и стартера.
8. Якорь тягового реле.
9. Магнитопровод тягового реле.
10. Контактный диск.
11. Прокладка.
12. Крышка тягового реле.
13. Клемма.
14. Крышка стартера со стороны коллектора.
15. Колпак крышки стартера.
16. Пружина дополнительного реле.
17. Крышка дополнительного реле.
18. Якорь дополнительного реле.
19. Контакты.
20. Обмотка дополнительного реле.
21. Ярмо.
22. Стойка с неподвижным контактом.
23. Изоляционная панель с клеммами.
24. Стяжной болт.
25. Подшипник.
26. Стопорное кольцо.
27. Щетка стартера.
28. Щеткодержатель.
29. Пружина щетки.
30. Коллектор.
31. Предбуферная пружина.
32. Полумуфта включения.
33. Буферная пружина.
34. Полюсный башмак.
35. Направляющая втулка.
36. Ролик привода.
37. Наружная обойма привода.
38. Якорь стартера.
39. Обмотка якоря.
40. Шестерня привода.
41. Плунжер привода.
42. Пружина плунжера привода.
43. Упор пружины плунжера.
44. Промежуточный подшипник.
45. Фетровая уплотнительная шайба.
46. Кожух муфты свободного хода.
47. Ось рычага.
48. Запорное устройство.
49. Крышка со стороны привода.
50. Фланец тягового реле.
51. Вал якоря.
52. Муфта свободного хода.
53. Рычаг привода стартера.
54. Корпус стартера.
55. Обмотка возбуждения.
56. Возвратная пружина.