Техническое описание и устройство отечественных автомобилей.
Газ 2410
общий вид
двигатель
его устройство
смазка двигателя
приборы смазки
охлаждение
возд.фильтр
питание, выхлоп
карбюратор
сцепление
его привод
КПП
задний мост
подвеска перед.
рулевое
тормоза
зажигание
стартер
регулятор напр.
генератор
приборы
фары
Рекомендуем
Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
Аккумулторная батаре. На авто- мобиле применяется свинцовая аккумуляторная батарея 6СТ-60ЭМ (первая цифра обозначает число аккумуляторов. две последующие буквы обозначают тип батареи - стартерная, следую- щие цифры обозначают емкость батареи при 20- часовом режиме разряда, последние две буквы обозначают материал бака - эбонит и материал сепаратора - мипласт). Аккумуляторная бата- рея служит для питания потребителен при не- работающем двигателе; установлена в спе- циальном гнезде под капотом. Сверху аккуму- ляторная батарея закрыта пластмассовой крыш- кой. Аккумуляторная батарея является химиче- ским источником электрического тока. Если клеммы аккумуляторной батареи соединить с источником постоянного тока, например, с ге- нератором, то в аккумуляторной батарее будет протекать химическая реакция, в которой уча- ствует электрический ток, два электрода (один из двуокиси свинца, другой из губчато- го свинца) и электролит. При этом батарея будет заряжаться. При подсоединении к клем- мам батареи потребителя в ней будет происхо- дить обратная химическая реакция, в резуль- тате которой на ее электродах будет выде- ляться электрическая энергия, а через потре- битель будет протекать электрический ток. Притом батарея будет разряжаться. Количество электричества, которое может отдать полно- стью заряженная батарея при разряде током 3 А, до напряжения 1,7 на каждый элемент, на- зывается емкостью. Измеряется емкость в ам- перчасах. Аккумуляторная батарея бет-бОЭМ состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов). Все элементы по- мещены в эбонитовый бак 28, имеющий шесть отсеков. Каждый элемент состоит из четырех положительных пластин 24 и пяти отрицатель- ных пластин 23. Пластины имеют основу в виде свинцовой решетки. Ячейки решетки заполнены активной массой, состоящей из свинцовых оки- слов - свинцового порошка. При изготовлении пластины формируются электрохимическим путем в положительные (двуокись свинца) и отрица- тельные (губчатый свинец). Положительные пластины 24, как и отрицательные пластины 23 каждого элемента, соединены баретками 25 в самостоятельные полублоки, баретки 25 имеют полюсные штыри. Между пластинами установлены изоляционные прокладки - сепараторы 26. Сверху пластин установлена предохранительная сетка 27. Каждый элемент батареи закрыт крышкой 31. В крышке имеются наливное и вен- тиляционное отверстия. Наливное отверстие закрыто пробкой 32. Через крышку проходят полюсные штыри от бареток. Пластины погруже- ны в электролит (раствор химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде). При заряде плотность электролита повышается, при разряде - понижается. Уход за аккумуляторной батареей. Через каж- дые 12000-12500 км пробега, но не реже чем через 15-20 дней необходимо: 1. Очистить ба- тарею от пыли и грязи, электролит, попавший на поверхность батареи, вытереть ветошью, смоченной в 10 /о растворе кальцинированной соды: очистить окислившиеся клеммы и нако- нечники проводов. 2. Проверить надежность крепления батареи. 3. Проверить и, при необ- ходимости, очистить вентиляционные отвер- стия. 4. Проверить степень разряженности ба- тареи по плотности электролита, и если она разряжена более чем на 25 /о зимой и на 50 /о летом, ее необходимо снять с автомоби- ля и зарядить на зарядной станции. Плотность электролита измеряется денсиметром. Если темпера-гдоа электролита отличается от +15"С, то к показаниям прибора следует дать поправку (при повышении температуры на каж- дые IS'C плотность увеличивается на 0,01). 5. Проверить уровень электролита в каждом элементе и, при необходимости, долить дис- тиллированной воды до уровня 10-12 мм выше предохранительной сетки, установленной над пластинами. При сезонном обслуживании необ- ходимо поставить аккумуляторную батарею на подзарядку и довести плотность электролита до значений, предусмотренных для клима- тический условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Допускается отклонение плотности электролита не более +0.01. Автозавод ком- плектует автомобили аккумуляторными батарея- ми с плотностью электролита 1,270 г/см''. Регулятор напряжения. Генератор работает со- вместно с бесконтактным транзисторным регу- лятором напряжения. Регулятор установлен на правом брызговике под капотом. Регулятор на- пряжения поддерживае1 напряжение генератора автомобиля в заданных пределах при изменени- ях оборотов, электрических нагрузок и темпе- ратуры окружающего воздуха. Регулятор состо- ит из измерительного и регулирующего орга- нов. Измерительный орган выполнен по схеме нелинейного делителя с чувствительным эле- ментом - кремниевым стабилитроном -15, ха- рактеристика которого такова, что увеличение обратного напряжения приводит к обратному пробою, и стабилитрон начинает пропускать ток. Однако пробой не выводит его из строя, и после снижения напряжения он восстанавли- вается. В схеме он включен таким образом, что к нему приложено напряжение обратной по- лярности по сравнению с обычными диодами. Регулирующий орган состоит из двух усили- тельных транзисторов 2 и 3 и одного силового транзистора 4 в цепи обмотки возбуждения ге- нератора. Регулятор напряжения работает сле- дующим образом. Чувствуется элемент - стаби- литрон 15 через делитель (резисторы 14, 17, 18. 20 и дроссель 21) измеряет напряжение генератора, поступающее на зажим "+" регуля- тора через включатель 36. При работе двигателя на малых оборотах на- пряжение генератора не превышает 13,2-14,5 В (в зависимости от регулировки регулятора), и пока оно не достигает указанной величины, стабилитрон 15 закрыт, падение напряжения на резисторе 7 примерно равно нулю и база тран- зистора 2 имеет тот же потенциал (положительный), что и эмиттер (ток от эмит- тера к базе не протекает). В результате это- го транзистор 2 находится в закрытом состоя- нии. Сопротивление перехода эмиттер- коллектор транзистора 2 будет большим. Бла- годаря этому база транзистора 3, а следова- тельно, и база транзистора 4 находятся под отрицательным потенциалом по отношению к эмиттерам. При этом транзисторы 3 и 4 нахо- дятся в открытом состоянии. Сопротивление переходов эмиттер-коллектор транзисторов 3 и 4 очень мало. Следовательно, от клеммы "+" через диод 8 переход эмиттер-коллектор тран- зистора 4 и обмотку возбуждения генератора протекает максимальный ток, который создает максимальное магнитное поле в генераторе. Напряжение генератора будет максимальным для данных оборотов генератора, но оно не превы- шает 13,2- 14,5 В. С увеличением оборотов генератора напряжение на зажимах "+" генера- тора и регулятора будет повышаться. При по- вышении напряжения генератора выше 13,2-14,5 В произойдет пробой стабилитрона 15. и через резистор 7 начнет протекать ток. База тран- зистора 2 получит отрицательный потенциал по отношению к эмиттеру (начнет протекать ток базы), и транзистор 2 откроется, т. е. со- противление перехода эмиттер-коллектор тран- зистора 2 резко снизится. От зажима "-t" че- рез эмиттер-коллектор транзистора 2 и рези- стор 22 начнет протекать ток. В результате этого потенциал базы транзистора 3 повысит- ся, протекание тока базы прекратится и тран- зистор 3 закроется. Вследствие этого прекра- тится протекание тока базы и силового тран- зистора 4, коюрый также закроется. Сопротив- ление перехода эмиттер-коллектор транзистора 4 резко возрастет. Резкое увеличение сопро- тивления в цепи обмотки возбуждения вызовет уменьшение тока возбуждения, а следо- вательно, и напряжения, вырабатываемого ге- нератором. Уменьшение напряжения генератора происходит до тех пор, пока стабилитрон не восстановится, т. е. прекратится протекание тока через стабилитрон 15, и транзистор 2 закроется. Это, в свою очередь, приведет к открытию транзисторов 3 и 4 (описано выше). Далее весь процесс повторяется, и в системе регулирования устанавливаются устойчивые ав- токолебаний. Необходимая величина тока воз- буждения автоматически регулируется измене- нием соотношения времени нахождения тран- зистора 4 в открытом и закрытом состояниях (ключевой режим). Остальные элементы схемы выполняют следующие функции. Резисторы 17, 18, 20 и дроссель 21 составляют делитель на- пряжения для стабилитрона 15. Величина тока, проходящего через делитель, зависит от изме- нения температуры элементов делителя, что влияет на изменение регулируемого напряже- ния. Для исключения такой зависимости в цепь делителя включен терморезистор 20, который изменяет свою величину (при изменениях тем- пературы), сохраняя постоянным ток в цепи. С увеличением температуры величина сопротивле- ния терморезистора уменьшается. Для уменьше- ния влияния высокочастотных составляющих входного напряжения на измерительный орган один из резисторов сделан индуктивным (дроссель 21). Резистор 7 обеспечивает пони- жение-потенциала базы (по отношению к эмит- теру) транзистора 2 при пробое стабилитрона 15. Резистор 22 является коллекторной на- грузкой транзистора 2 и сопротивлением базы транзистора 3. Резистор 16 является коллек- торной нагрузкой транзистора 3 и резистором базы транзистором 4. Резистор И и диод 12, а также резистор 9 и диод 8 обеспечивают более надежное запирание транзисторов 3 и 4 (соответственно). Резистор 9 обеспечивает необходимое падение напряжения на диоде 8, когда силовой транзистор 4 закрыт. Приме- нение диодов 8, 12 вместо активных сопротив- лений обеспечивает необходимые падения на- пряжения в цепях при протекании малых токов за счет нелинейности вольт- амперной харак- теристики диодов. Для повышения частоты пе- реключений и более четкого перехода схемы из открытого состояния в закрытое и наоборот (ключевой режим) в схеме регулятора преду- смотрена обратная связь, осуществляемая за счет резистора 19. Для устранения перенапря- жения в силовом транзисторе 4 за счет ЭДС самоиндукции обмотки возбуждения генератора обмотка шунтируется диодом 13, выполняющим функции гасящего сопротивления. Резкое воз- растание ЭДС происходит в результате включе- ния в цепь обмотки возбуждения большого со- противления, возникающего в переходе эмит- тер-коллектор транзистора 4. когда он закры- вается. При сезонном обслуживании рекоменду- ется проверить регулируемое напряжение вольтметром.

1. Верхняя панель.
2. Транзистор ПЗО2.
3. Транзистор П214-В.
4. Транзистор П217.
5. Штекерный разъем.
6. Корпус.
7. Резистор МЛТ-0,5-300 Ом.
8.Диод КД202-В.
9. Резистор МЛТ-1-220 Ом.
10. Нижняя панель.
11. Резистор МЛТ-1-17 Ом.
12. Диод КД202Г.
13. Диод КД202-В (гасящий).
14. Резистор МЛТ-0,5-200-390 Ом (подбирается).
15. Стабилитрон Д808.
16. Резистор МЛТ-6-27 Ом (или МЛТ-2-82 Ом - 3 шт.).
17. Резистор МЛТ-0,5-100 Ом.
18. Резистор МЛТ-0,5- 390 Ом.
19. Резистор МЛТ-0,5-3000 Ом.
20. Терморезистор ММТ- 1-1000 Ом.
21. Дроссель.
22. Резистор МЛТ-1-470 Ом.
23. Отрицательная пластина.
24. Положительная пластина.
25. Баретка.
26. Сепаратор.
27. Предохранительная сетка.
28. Бак.
29. Вентиляционное отверстие.
30. Уплотнительная мастика.
31. Крышка.
32. Пробка.
33. Межэлементная перемычка.
34. Плюсовая клемма.
35. Минусовая клемма.
36. Выключатель зажигания.
37. Аккумуляторная батарея.
38. Амперметр.
39. Обмотка статора генератора.
40. Обмотка возбуждения.
41. Контактные кольца.
42. Генератор.
43. Выпрямительный блок.