О выборе легкосплавных (кованых
и литых) колёсных дисков.
Меня интересовали диски для Нивы, но,
думаю, обзор производителей будет полезен и другим. Здесь источники информации:
Кратко обобщу информацию, полученную из этих ссылок : диски бывают стальные и легкосплавные (сплавы аллюминия и магния), последние, в свою очередь литые и кованые.
Легкосплавные диски имеют следующие преимущества перед стальными:
их вес меньше при прочих равных характеристиках, это уменьшает инертность колеса (следовательно - значительно автомобиля в целом, т.к. вращающиеся детали вносят гораздо больший вклад) и, поэтому, значительно влияет на динамику, расход топлива, управляемость и т.п., кроме того уменьшается неподрессоренная масса автомобиля (влияет на управляемость и плавность подвески);
их прочность гораздо выше, что делает их долговечными, улучшает возможность балансировки, делает их удобными для использования безкамерной резины;
масса легкосплавного диска вообщем меньше массы резины, поэтому, выбирая больший радиус диска + низкий профиль резины, можно уменьшить общую массу колеса (результат см. выше);
коррозионная стойкость, дизайн;
а также следующие недостатки:
высокая стоимость
плохая восстановимость при ударе (в принципе это в основном возможно, но прокатка и варка лёгкосплавных дисков стоит дорого, технически сложна, и не восстанавливает оригинального качества диска).
Кованые диски могут называться коваными только с некоторой натяжкой. На самом деле ковкой "в этом деле" обзывают процесс горячей штамповки (едва ли не литья под давлением), так что металл приобретает некоторую структуру, соответственно большую прочность и пластичность (меньшую хрупкость). Поэтому в общем случае масса кованого диска меньше массы литого.
Целесообразность покупки импортных дисков весьма сомнительна, поскольку их цена гораздо выше, а качество сопоставимо. Выбор кованых отечественных дисков сегодня вполне широк, причём представлен весьма серьёзными производителями.
Геометрические параметры:
Пригодность диска для данной модели автомобиля определяется прежде всего посадочным местом. Годятся диски только со своим PCD.
Центральное отверстие может быть больше требуемого, для этих целей выпускаются специальные вставки. Пока этот пункт касается только импортных дисков.
Важной характеристикой является вылет колёсного диска (ET). Выбор диска с неправильным вылетом ведёт к повышенной нагрузке и ускоренному износу некоторых деталей трансмиссии и подвески. На ET обычно меньше всего обращают внимание. Кое-какие мысли по этому поводу я оформлю позже.
Радиус и ширина диска (в дюймах). Эти величины несколько варьируются автолюбителями по своему вкусу. Ставятся колёса большего и меньшего размера, а также немеренной ширины.
Размеры колёсных дисков Нивы:
PCD - 5*139.7 (5 отверстий с диаметром окружности, проходящей через их центры, 139.7мм)
Центральное отверстие - 98
ET "родного" диска - 57, по мнению аксакалов
допустимо использование дисков с ET в диапазоне от 30 до 60. При использовании диска R15 вылет должен быть <= 40 мм, т.к. при большем вылете диск может биться о верний рычаг при вывешивании (итого, для R15 - ET 30-40 мм).
R "родного" диска - 16
Рынок стандартного размера представлен хуже. Гораздо больше дисков R15. Правда
мне нужен был именно этот размер, т.к. имелась почти новая зимняя резина R15.
Авиатехнология, КраМЗ, ВСМПО - предприятия авиапромышленности, существующие
с давних советских времён, обладающие солидным опытом и производственной базой. По идее
должны предоставлять близкое качество. ИМХО, выбирать нужно из них.
Странно, но многие их модели не дружат с правильным вылетом.
В конце концов я остановился на Красноярских дисках 6.5R15 ET 40. Размером решил пожертвовать в пользу бОльшего выбора резины, осталось подобрать конкретную. Вылет, конечно, маловат, но уже при таком колёса не торчат за габариты машины. Балансировка показала, что дисбаланс голых дисков составляет в среднем 15-20 гр., что, со слов монтажников, вполне неплохо (сравнивали с импортным литьём).
Старые диски: 6.5R15 ET=17 С этими дисками я машину купил. Лак на них тогда ещё не так облез.
|
|
|
Новые диски: 6.5R15 ET=40 Новые они, конечно, блестят.
|
|
|
|