Для пуска двигателя применяется стартер, представляющий собой электродвигатель посто- янного тока со смешанным возбуждением. Элек- тродвигатель такой конструкции развивает возрастающий крутящий момент при увеличении торможения якоря, что облегчает пуск двига- теля. Сила тока, потребляемого стартером при его работе, не остается постоянной и зависит от состояния аккумуляторной батареи, сопро- тивления электрической цепи и частоты враще- ния якоря. Вследствие большого сечения и ма- лой длины проводников обмотки якоря и обмот- ки возбуждения стартер обладает очень малым сопротивлением, поэтому в момент включения стартера, а также при полном торможении яко- ря, когда в его обмотке не индуктируется об- ратная ЭДС. пусковая сила тока, в частности у стартера 4216.3708, достигает 600 А, при холостом ходе якоря снижается до 85 А. С увеличением силы тока, потреблемого старте- ром, возрастает магнитный поток возбуждения, который взаимодействуя с магнитным потоком якоря, создает возрастающий крутящий момент, что облегчает вращение коленчатого вала дви- гателя. Крутящий момент достигает наибольшей величины при полном торможении якоря - при питании стартера от исправной и полностью заряженной аккумуляторной батареи, когда в цепи стартера сила тока достигает макси- мальной величины (и магнитный поток макси- мальный). На двигателе модели 2106-70 уста- навливается стартер 35.3708 или 425.3708, а на двигателях моделей 331 и 3317 - стартер 4216.3708. Оба стартера представляют собою четырехполюсные электродвигатели постоянного тока со смешанным возбуждением, электромаг- нитным включением шестерни привода и дистан- ционным управлением. Стартеры оборудованы сцепным устройством для соединения и разъе- динения зубчатого колеса якоря стартера с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя. По конструкции и принципу дейст- вия стартеры идентичны, отличаются только по мощностным показателям, способу крепления на двигателе и подсоединением электропроводов. Оба стартера расположены в задней части двигателя: стартер 35.3708 с правой стороны, стартер 4216.3708 - с левой. Устройство стартера 4216.3708 Стартер 4216.3708 (рис. 40) имеет четыре полюса, на которых располо- жены обмотки возбулодения, три из которых соединены между собой последовательно, одна - параллельно. Якорь 72 стартера вращается в двух брон- зографитовых подшипниках, уста- новленных в передней 63 и задней W крышкак. На задней крышке укреплены два изолированных и два замкнутых на корпус 74 щеткодержателя, в которых помещены щетки. Изолированные щет- кодержатели соединены между собой медной пе- ремычкой. К одному из них подведен конец трех последовательно соединенных обмоток возбуждения. Второй конец этих обмоток при- соединен к зажиму тягового реле. Щетки при- жимаются к коллектору пружинами. На конце вала якоря находится привод стартера, со- стоящий из шлицевой втулки 65 и муфты 69 свободного хода с зубчатым колесом 68. Втул- ка 65 имеет возможность свободно перемещать- ся по лентонной резьбе якоря и связана с приводным зубчатым колесом 68 с помощью муф- ты 69. Муфта свободного хода роликового типа состоит из наружной обоймы, закрепленной на фланце шлицевой втулки 65, внутренней обой- мы, изготовленной как одно целое с зубчатым колесом 68, и роликов с плунжерами и пружи- нами, расположенными между обоймами в пазах и гнездах наружной обоймы. При включении стартера вращение от вала якоря передается через втулку 65 на наружную (ведущую) обойму муфты 69. При вращении наружной обоймы роли- ки, сдвигаясь под действием плунжеров с пру- жинами в узкую часть пазов, заклинивают внутреннюю обойму, и обе обоймы с зубчатым колесом 68 начинают вращаться как одно це- лое. При зацеплении зубчатого колеса с вен- цом маховика обеспечивается пуск двигателя. После пуска двигателя частота вращения махо- вика превысит ту его частоту вращения, кото- рая была в процессе пуска двигателя, и уже маховик начнет вращать зубчатое колесо 68 с внутренней обоймой муфты, с большей частотой вращения, чем частота вращения вала якоря стартера с наружной обоймой муфты. При этом ролики муфты, сдвигаясь из-за трения о внут- реннюю обойму в сторону расширенной части пазов наружной обоймы, расклинят обойму, и крутящий момент от маховика не будет переда- ваться на вал якоря стартера, а зубчатое ко- лесо с внутренней обоймой будет свободно вращаться на валу якоря. Включение привода осуществляется электромагнитным тяговым ре- ле, которое прикреплено двумя болтами к кор- пусу стартера. Реле имеет катушку с втяги- вающей 66 и удерживающей 60 обмотками. Внут- ри катушки находится якорь 62, хвостовик ко- торого соединен с рычагом 64 привода старте- ра. На другой стороне якоря закреплена кон- тактная плотина 57. На якоре установлена возвратная пружина. Стартер работает следую- щим образом. При повороте ключа выключателя зажигания в положение, соответствующее вклю- чению стартера, ток от аккумуляторной ба- тареи через клемму замка зажигания поступает на обе обмотки тягового реле, создавая в ка- тушке суммарное электромагнитное поле. Под действием магнитного поля якорь тягового ре- ле втягивается в катушку и посредством рыча- га 64 привода и поводковой муфты вводит зуб- чатое колесо 68 в зацепление с венцом махо- вика. В конце хода якорь с помощью контакт- ной пластины замыкает оба зажима тягового реле, включая стартер, и через контактную пластину 57 замыкает накоротко добавочное сопротивление катушки зажигания (только у стартера двигателя 331). В момент замыкания зажимов реле происходит закорачивание втяги- вающей обмотки, после чего якорь тягового реле удерживается во втянутом положении только удерживающей обмоткой. После пуска двигателя и установки ключа выключателя за- жигания в исходное положение ток в цепи пре- рывается, якорь тягового реле под действием возвратной пружины возвращается в первона- чальное положение и выводит зубчатое колесо привода из зацепления с венцом маховика. При этом контактная пластина размыкает контакт- ные болты 54. Если при включении стартера торцы зубьев зубчатого колеса привода слу- чайно упрутся в торцы зубьев венца маховика, то рычаг тягового реле, перемещаемый втя- гиваемым якорем, сожмет буферную пружину шлицевой втулки 65, а когда контактный диск подключит стартер к аккумуляторной батарее и якорь стартера провернется, сжатая буферная пружина введет, зубчатое колесо привода в зацепление с зубьями венца маховика. При за- едании зубчатого колеса привода маховика в момент прерывания тока в обмотке тягового реле поводковая муфта, состоящая из двух по- ловин, под действием возвратной пружины яко- ря преодолеет усилие вспомогательной пружи- ны, расположенной с левой стороны муфты, и даст возможность отвести контактный диск от зажимов реле, выключив рабочую цепь старте- ра, чем и предотвратит разряд батареи.