Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются ко- ренные и шатунные подшипники, опоры распредели- тельного вала, подшипники вала привода масляно- го насоса и распределителя зажигания, кулачки распределительного вала и втулка шестерни при- вода масляного насоса и распределителя зажига- ния. Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызги- ваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, порш- невые пальцы в бобышках поршня, цепь привода механизма газораспределения, опоры рычагов при- вода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках. Вместимость системы смаз- ки 3,75 л. В систему смазки входят: масляный насос 18, приемный патрубок с фильтрующей сет- кой, прикрепленный к корпусу насоса, полнопо- точный масляный фильтр, установленный на левой передней стороне двигателя, редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок, электрический датчик 10 недостаточного давления масла. Датчик недостаточного давления масла со- единен с сигнальной лампой на щитке приборов, которая загорается при падении давления масла до 0,02-0,06 МПа (0,2-0,6 кгс/см*). При работе двигателя с исправной системой смазки лампа должна гаснуть (если двигатель не перегрет). Циркуляция масла при работе двигателя происхо- дит следующим образом. Масляный насос 18, при- водимый в действие парой шестерен со спиральны- ми зубьями, засасывает масло из картера 13 через фильтрующую сетку маслоприемного патрубка и подает его по каналу 19 в полнопоточный фильтр. Отфильтрованное масло по каналу 20 по- падает в магистральный масляный канал 9, прохо- дящий вдоль блока с левой стороны, а оттуда по каналам 23 и 11, просверленным в блоке цилинд- ров, проникает к коренным подшипникам коленча- того вала и переднему подшипнику валика 24 при- вода масляного насоса и распределителя зажигания. К центральной опоре распределитель- ного вала масло подводится по каналам 7, прос- верленным в блоке цилиндров, в головке и в кор- пусе подшипников распределительного вала. Масло, подошедшее к центральной опоре распреде- лительного вала через канавку в опорной шейке, попадает в центральный канал распределительного вала, а из канала через отверстия в кулачках и в опорных шейках - к кулачкам, рычагам и опорам вала. Масло от первого подшипника валика 24 привода масляного насоса и распределителя зажи- гания поступает ко второму подшипнику по кана- лу, просверленному в самом валике. К втулке шестерни привода масляного насоса и распредели- теля зажигания масло подводится по отдельному каналу 21 из полости блока перед масляным филь- тром. Остальные детали смазываются разбрызгива- нием и самотеком. Цепь механизма газораспреде- ления смазывается маслом, которое выходит из передней опоры распределительного вала и перед- ней втулки вала привода масляного насоса и распределителя зажигания, и затем разбрызгива- ется через радиальные каналы 1 на звездочках указанных валов. Для того чтобы при работе дви- гателя на любом режиме обеспечить необходимое давление масла в магистрали, а также чтобы ком- пенсировать увеличивающийся при износе двигате- ля расход масла, масляный насос имеет избыточ- ную производительность. Для предотвращения повышения давления масла сверх допустимого в системе установлен редукционный клапан, пере- пускающий избыточное масло в маслоприемник. Масляный насос шестеренчатого типа, установлен внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса непод- вижно закреплена на валике, а ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе. В корпус маслоприемного патрубка встроен редукционный клапан. Давление, при ко- тором срабатывав? редукционный клапан, обеспе- чивается пружиной соответствующей упругости, установленной на заводе. Это давление не регу- лируется. Масляный фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке и уплотня- ется прокладкой. Масло поступает в фильтр через отверстие и, пройдя фильтрующий элемент 16, вы- ходит в магистральный масляный канал 9 блока через центральное отверстие и штуцер крепления. Фильтр имеет противодренажный клапан 17, пре- дотвращающий отекание масла из системы при ос- тановке двигателя, и перепускной клапан 15, срабатывающий при засорении фильтрующего эле- мента. Система вентиляции картера двигателя. Во время работы двигателя через зазоры в картер проникает некоторое количество отработавших га- зов. Для удаления из картера газов и паров бен- зина, что увеличивает срок службы масла и повы- шает долговечность двигателя, служит принудительная вентиляция картера, осуществляе- мая отсосом газов из картера во впускную трубу двигателя. Картерные газы отсасываются по шлан- гам 31 и 32 в задроссельное устройство карбюра- тора и в карбюратор через коллектор 29 вытяжной вентиляции. При малой частоте вращения коленча- того вала разрежение на входе в карбюратор нез- начительное (дроссельные заслонки закрыты), и основная масса газов отсасывается по шлангу 31 в задроссельное пространство карбюратора. Когда дроссельная заслонка 27 приоткрыта или открыта полностью, основная масса картерных газов будет отсасываться по шлангу 32 в вытяжной коллектор 29 и в карбюратор, минуя фильтрующий элемент воздушного фильтра. При этом через шланг 31. ввиду малого отверстия патрубка карбюратора, будет проходить незначительная часть картерных газов.