В альбоме описана и наглядно по- казана конструкция легковых авто- мобилей ВАЗ-2105 и ВАЗ2104. выпус- каемых Акционерным обществом "АВТОВАЗ".Модель ВАЗ-2105 предс- тавляет собой модернизацию извест- ной модели легкового автомобиля ВАЗ-21011. Модернизация была нап- равлена на придание автомобилю бо- лее современной внешности, на по- вышение его комфортабельности, активной и пассивной безопасности. экономичности с одновременным сни- жением воздействия автомобиля на окружающую среду Автомобили ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 отвечают всем требованиям по ) безопасности Ев- ропейской Экономической комиссии ООН. Компоновка (расположение уз- лов и агрегатов) автомобилей выпо- лиена по так называемой классичес- кой схеме, т.е. двигатель расположен спереди, а ведущими яв- ляются задние колеса. Двигатель максимально продвинут вперед, что обеспечивает оптимальное распреде- ление массы по осям, а следова- тельно, хорошую устойчивость авто- мобиля на дороге. Такое расположение двигателя позволяет иметь просторный салон для пасса- жиров при заданной колесной базе. Хорошая комфортабельность автомо- билей, которая также является од- ним из факторов безопасности, дос- тигнута за счет легкости и удобства управления, хорошей об- зорности с места водителя, малой шум Насти в салоне, минимальным влиянием колебаний и вибраций ку- зова и эффективной вентиляцией са- лона. Кроме того. форма и мягкость сидений, возможность регулировки их расположения и угла наклона спинки. а также удобное размещение органов управления улучшают усло- вия работы водителя и снижают его утомляемость. Повышает комфорта- бельность автомобилей (особенно при езде по дорогам с плохим пок- рытием) и тот фактор, что салон расположен внутри базы. т.е. в зо- не наилучшей плавности хода. Авто- мобили, оснащенные буксирным уст- ройством, могут быть использованы для работы с прицепом, имеющим тя- гово-сцепное устройство шарового типа. Допустимая полная масса бук- сируемого прицепа с тормозами сос- тавляет 750 кг. а прицепа без тор- мозов 500 кг. Двигатель Двигатель 6. установленный на автомобилях, четырехтактный. карбюраторный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Примене- ние зубчатого ремня в приводе распределительного вала и хорошо заглушенный воздушный фильтр за- метно снизили шумНасть работы дви- гателя. Система смазки двигателя комбинированная: под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов и вала привода вспомогательных агрегатов, разбрызгиванием - цилиндры и меха- низм газораспределения. Система вентиляции картера закрытого типа. В системе имеются маслоотделитель и пламегаситель. Система питания двигателя включает воздушный фильтр 5 с терморегулятором. двух- камерный карбюратор с падающим по- током. диафрагменный топливный на- сос 29 с рычагом ручной подкачки топлива и топливный бак Карбюратор "Озон", снабженный системой эконо- майзера принудительного холостого хода с электронным управлением. и распределитель зажигания с центро- бежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания обеспечивают снижение расхода топлива и меньшую токсичность отработавших газов. Система охлаждения двигателя жид- костная, закрытого типа, с полуп- розрачным (для визуального контро- ля уровня жидкости) расширительным бачком. Привод центробежного насо- са и вентилятора осуществляется клиновым ремнем от шкива коленча- того вала. Система охлаждения име- ет термостат, предназначенный для ускорения прогрева и автоматичес- кого обеспечения теплового режима двигателя. Система выпуска газов выполнена с двумя последовательно расположенными глушителями. Трансмиссия К трансмиссии автомобиля относятся сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси. Она служит для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим задним колесам автомо- биля. Сцепление. На автомобилях установлено од- нодисковое сухое сцепление с диафрагменной на- жимной пружиной, с гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске. Для уп- равления сцеплением служит ножная педаль с сер- вопружиной и гидравлический привод выключения с бачком для жидкости, установленным на щите пе- редка автомобиля. Коробка передач 22 имеет че- тыре передачи для движения вперед (пять пеоедач в вариантном исполнении) и одну передачу для заднего хода. Все передачи переднего хода снаб- жены синхронизаторами, которые до включения шестерен выравнивают скорости вращения соединя- емых деталей. Оптимальный подбор передаточных чисел обеспечивает автомобилю уверенное трога- ние с места, хороший разгон и высокую экономич- ность. Рычаг переключения передач находится на полу кузова. Карданная передача 17, состоящая из двух валов с промежуточной опорой и снабжен- ная двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках и резиновой муфтой, передает крутя- щий момент от коробки передач к главной переда- че. Передний карданный вал соединен с ведомым валом коробки передач через резиновую эластич- ную муфту и фланец, перемещающийся вдоль кар- данного вала на шлицах. Задний карданный вал соединен через фланец с шестерней главной пере- дачи. Промежуточная упругая опора с шариковым подшипником поддерживает среднюю часть кардан- ной передач и поглощает ее вибрацию. Главная передача гипоидная, состоящая из пары коничес- ких зубчатых колес со спиральными зубьями, оси вращения которых перекрещиваются. Крутящий мо- мент от ведомого зубчатого колеса на полуоси передается через конический дифференциал с дву- мя сателлитами. Дифференциал позволяет ведущим колесам автомобиля (левому и правому) вращаться с неодинаковой скоростью при движении на пово- ротах. Рулевое управление Рулевое управление состоит из рулевого механиз- ма и рулевого привода, передающего усилие от водителя к управляемым колесам. Рулевое колесо через рулевой механизм и привод поворачивает передние колеса, изменяя тем самым направление движения автомобиля. Картер червячного редуктора рулевого механизма прикреплен с внутренней стороны отсека двигате- ля к левому лонжерону кузова, с противоположной стороны к правому лонжерону прикреплен кронш- тейн маятникового рычага. Рулевой привод вклю- чает в себя два рычага рулевой трапеции. сошку, маятниковый рычаг и три тяги: одну среднюю и две крайние. Средняя тяга цельная, имеет на концах шаровые шарниры для соединения с маятни- ковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая крайняя тяга состоит из двух наконечников с резьбой, соединенных между собой разрезными регулировоч- ными муфтами, которыми изменяют длину боковых тяг и регулируют схождение колес. Регулировоч- ные муфты фиксируются на тягах стяжными хомута- ми. Каждая крайняя тяга имеет на концах шаровые шарниры для соединения с рычагами или рулевой сошкой. Ходовая часть Ходовую часть автомобиля составляют узлы подвески передних и задних ко- лес с амортизаторами и стабилизатором попереч- ной устойчивости в передней подвеске, ступицы колес и колеса с шинами. Подвеска передних ко- лес независимая, рычажно-пружинная, с витыми цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия для гашения колебаний кузова на упру- гих элементах подвески, снабжена стабилизатором поперечной устойчивости и двумя буферами сжа- тия, ограничивающими ход подвески. Штампованные верхние и нижние рычаги подвески шарнирно сое- динены с кованой поворотной цапфой. Два шаровых шарнира помещены в корпусах и прикреплены к ры- чагам болтами с гайками. При помощи резиноме- таллических шарниров, оси, болтов и гаек нижний рычаг соединен с поперечиной передней подвески, закрепленной на продольных балках (лонжеронах) кузова. Верхние рычаги при помощи аналогичных резинометаллических шарниров и оси соединены с несущей частью кузова. Витые цилиндрические пружины подвески помещены между нижними рычага- ми и опорами стоек брызговиков. Торсионный ста- билизатор поперечной устойчивости, уменьшающий боковой наклон кузова на повороте и снижающий поперечные раскачивания кузова, соединен с ку- зовом и нижними рычагами с помощью кронштейнов, охватывающих резиновые подушки штанги стабили- затора. Гидравлические амортизаторы, располо- женные внутри пружин, в нижней части имеют про- ушину для крепления к нижнему рычагу, а в верхней шток с резьбовым концом для крепления к кузову. Ступица переднего колеса вращается на двух роликовых конических подшипниках, установ- ленных на цапфе. Подвеска задних колес состоит из двух цилиндрических витых пружин 14 с телес- копическими амортизаторами 15 двустороннего действия, четырех продольных и одной поперечных штанг. двух буферов сжатия, расположенных по концам 6алки заднего моста, и одного централь- ного. расположенного в середине. Амортизаторы задней подвески установлены вне пружин и кре- пятся сверху к кузову, а снизу к концам балки заднего моста через конические резиновые втул- ки. Прикрепленные к полу кузова над балкой зад- него моста резиновые буфера предназначены для смягчения возможных ударов балки заднего моста, которые могут произойти при езде по неблагоуст- роенным дорогам. Буфер над передней горловиной картера главной передачи ограничивает ход кар- тера вверх, предотвращая задевание карданного вала за пол кузова. Колеса автомобиля дисковые, штампованные, со съемными декоративными колпа- ками. На колеса монтируются шины радиального типа с камерами. Передние колеса крепят четырь- мя болтами к фланцам ступицы, задние - к флан- цам полуосей. Колеса с шинами в сборе баланси- руют статически и динамически. Дисбаланс устраняют при помощи грузиков, укрепляемых на ободе колеса. Тормоза Рабочая тормозная система имеет гидравлический привод к колесным механиз- мам, управляется педалью подвесного типа и действует на все колеса. Система стояночного и запасного (аварийного) торможения (т.е. ручной тормоз) управляется рычагом, установленным на полу между передними сиденьями; действует толь- ко на задние колеса. Эта система имеет механи- ческий тросовый привод. Передние тормоза 27 дисковые, состоят из диска и суппорта. Диск прикреплен к ступице колеса, а суппорт, охваты- вающий диск тормоза, прикреплен к кронштейну, установленному на поворотной цапфе. Внутри суп- порта находятся колесные гидравлические цилинд- ры с поршнями, передающими усилие на колодки с фрикционными накладками. Задние тормоза 13 ба- рабанные, с самоустанавливающимися колодками, с приводом от одного главного цилиндра с двумя поршнями или от рычага механического привода. В алюминиевом барабане заднего тормоза находится чугунное рабочее кольцо. Гидравлический привод тормозов состоит из двух независимых контуров (систем) торможения передних и задних колес. Поэтому бачок имеет две емкости для тормозной жидкости, а в главном цилиндре сделаны две не- зависимые полости с двумя поршнями. Две незави- симые системы введены для безопасности: в слу- чае повреждения одной из них (утечка жидкости или повреждение трубопровода) вторая остается в действии. Имеющийся в системе привода задних тормозов регулятор давления уменьшает вероят- ность блокировки задних колес при торможении. Применение вакуумного усилителя обеспечивает высокую эффективность торможения при ограничен- ном усилии на педаль. Разрежение воздуха для работы усилителя берется из впускной трубы дви- гателя. Поэтому усилитель действует только при работающем двигателе. Электрооборудование Электропроводка автомобилей выполнена по одноп- роводной схеме с номинальным напряжением 12 В, причем отрицательный полюс источников тока сое- динен с массой. Все реле и плавкие предохрани- тели размещены в монтажном блоке, на крышку ко- торого нанесены символы, указывающие назначение реле, номера предохранителей и защищаемые ими цепи. Это дает большое удобство для визуальной проверки состояния предохранителей. Источниками тока в системе являются генератор переменного тока типа Г-222 или 37.3701 с встроенным полуп- роводниковым выпрямителем и электронным регуля- тором напряжения и свинцовая аккумуляторная ба- тарея типа 6СТ-55П. Для пуска двигателя применяется стартер СТ-221 или 35.3708 с элект- ромагнитным тяговым реле и роликовой обгонной муфтой. Впервые в отечественном автомобилестро- ении на автомобиле ВАЗ-2105 применены прямоу- гольные блок-фары, в которых объединены все функции дальний и ближний свет, габаритные огни и указатели поворота. Галогенные лампы, сущест- венно улучшили светотехнические характеристики фар. В задних фонарях сблокированы габаритные и противотуманные огни, сигналы торможения, ука- затели поворота, фонари заднего хода. Автомоби- ли оборудованы щитком приборов, с установленным спидометром со счетчиками пройденного пути, указателем температуры жидкости в системе ох- лаждения двигателя и указателем уровня топлива в баке. Кроме того, в приборах имеются конт- рольные лампы различных систем, размещенные как на самих приборах, так и отдельном блоке конт- рольных ламп. Приборы снабжены стеклами, не да- ющими бликов. Кузов Кузов автомобилей ВАЗ-2105 типа "седан", а ВАЗ-2104 типа "универсал", цельнометаллический, несущей конструкции, т.е. такой, к которому крепится силовой агрегат (двигатель в сборе с коробкой передач и сцепле- нием) и все остальные узлы и механизмы автомо- биля. Узкие стойки ветрового стекла, отсутствие в поле зрения водителя блестящих поверхностей, значительные размеры зеркал заднего вида, боль- шие размеры зоны очистки ветрового стекла стек- лоочистителем, эффективное действие смывателей переднего стекла на высокой скорости и эффек- тивное устранение запотевания стекол системой вентиляции и отопления кузова обеспечивают на автомобилях хорошую обзорность, а следователь- но, безопасные условия вождения. Для устранения ослепления водителя светом фар сзади идущих ав- томобилей применено внутреннее зеркало заднего вида с положениями "день" и "ночь". Ветровое стекло типа триплекс, состоящее из двух слоев стекла с прозрачной пластмассовой пленкой между ними, даже при растрескивании остается прозрач- ным. Заднее и боковые стекла безопасные, зака- ленные. Передние и задние двери с передней на- веской, имеют безопасные стекла. Передние двери запираются ключом снаружи и кнопкой изнутри; запертая дверь может быть открыта внутренней ручкой. Замок задней двери имеет блокировку. Дверь запирается изнутри кнопкой. Запертая дверь не может быть открыта внутренней ручкой. Капот, открывающийся в сторону движения автомо- биля, навешен на кузов по переднему краю и зак- реплен сзади в одной точке замком. Багажник размещен в задней части кузова. Замок крышки багажника запирается и отпирается ключом. В ба- гажнике размещается запасное колесо 12, домк- рат, а также набор шоферского инструмента и принадлежностей Передние сиденья раздельные с откидными спинками и с механизмом регулировки положения сиденья и наклона спинки. Заднее си- денье неподвижное, цельное. Особенности уст- ройства автомобиля ВАЗ - 2104 В отличие от ав- томобиля ВАЗ-2105 с кузовом типа "седан" автомобиль ВАЗ-2104 имеет кузов типа "универ- сал" с четырьмя боковыми дверьми и одной зад- ней. Этот автомобиль обладает такими же досто- инствами автомобилей с кузовом "седан", как комфортабельность, скорость, экономичность, и в то же время приспособлен для перевозки доста- точно крупных грузов, не помещающихся в обычном легковом автомобиле. Зверь задка одностворчато- го типа с верхним расположением петель и с не- подвижным стеклом служит для доступа в багажное отделение. В открытом поднятом положении дверь удерживается специальным телескопическим газо- наполненным упором. При закрывании дверь удер- живается замком, расположенным в нижней части двери- Открывается дверь нажатием на кнопку замка, встроенную в наружную ручку. Запирание двери снаружи осуществляется через замочную скважину кнопки тем же самым ключом, что и за- пирание передних боковых дверей. Задние боковые двери имеют рамку и стекла измененной формы, а в боковине за задней дверью расположено непод- вижное стекло. Для удобства размещения перево- зимых вещей запасное колесо 14. инструмент, принадлежности и топливный бак 16 располагаются пол полом багажного отделения. Ниша запасного колеса закрывается крышкой, закрепляемой винтом с барашком. Площадь пола и объем багажного от- деления могут быть дополнительно увеличены из- менением положения подушки и спинки заднего си- денья. При необходимости подушка 22 заднего сиденья устанавливается вертикально вращением на петлях до упора в спинки передних сидений. Металлический поддон подушки при этом ограничи- вает багажное отделение и удерживает груз от перемещения вперед. Спинка 18 заднего сиденья, повернутая относительно петель в горизонтальное положение, увеличивает площадь пола. Упоры спинки при этом устанавливаются своими концами в соответствующие гнезда на поддоне подушки. Для укладывания спинки в горизонтальное положе- ние необходимо предварительно последовательным нажатием на рукоятки крючков фиксаторов освобо- дить верхнюю часть спинки. Конструкция заднего сиденья отвечает требованиям безопасности. Пет- ли подушки и спинки, а также механизм фиксации спинки сконструированы таким образом, чтобы вы- держать перегрузки при дорожно-транспортном происшествии. Ходовая часть отличается тем, что в задней подвеске установлены пружины, выдержи- вающие повышенные нагрузки. Электрооборудование автомобиля несколько отличается от электрообо- рудования автомобилей ВАЗ-2105 следующим: для освещения задней части салона установлен плафон с встроенным выключателем: изменены форма и расположение задних фонарей: в вариантном ис- полнении может быть установлен стеклоочиститель и смыватель заднего стекла, а также электроо- богрев стекла задней двери.